Форум » Манси » Остяки (ханты) » Ответить

Остяки (ханты)

Alina: Aлена19 пишет: [quote]В то же время Куриков (как я поняла, в частной беседе) упоминает святую гору и живущих на ней остяков[/quote] Так остяки же не манси, а другой народ, еще более малочисленный и более изолированный от цивилизации. Может это способ отвести подозрение от манси, проще перевести "стрелки"? Aлена19 пишет: [quote]А что если святой горы, на которой манси молятся, там действительно нет. Но есть горы т.н. темной силы[/quote] Из того, что в интернете пишут об остяках, так у них на одного доброго божества приходятся два злых. Остяки - народ, приимущественно, занимающийся рыболовством, то есть живущий в низинах, да и священные места с идолами у них находятся, как правило, в труднодоступных местах леса, а не на горах. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/75862/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%BA%D0%B8

Ответов - 26, стр: 1 2 All

Aлена19: Grissom пишет: какие чудные амулеты из кожи и моржового хрена носили на шее. Не, ну про хрен моржовый это конечно интересно, но все таки странно, что шаман Куриков не знает, где находится святая гора. Похоже, что просто "от греха подальше" не хочет говорить про это. Точно также Куриков официально показывает, что никаких посторонних хантов, манси и шманси никогда здесь не видел. Просто не хочет болтать лишнего (имхо). В то же время в неофициальной беседе говорит о неизвестных остяках, которых он видели, и которые живут в районе святой горы (которую Куриков никогда не видел и не знает где находится - шаман пст). А Горбушину скрывать нечего, он не шаман, рассказал что слышал. Только вот был ли это на самом деле Куриков, Горбушин говорит со слов, сам он этого многоговорящего манси не знает.

Grissom: Aлена19 пишет: странно, что шаман Куриков не знает, где находится святая гора. Почему не знает? Под протокол он сказал: Молебная гора я точно знаю находится в верховьях р. Вижай и там никто ни летом ни зимой не живут. http://pereval1959.forum24.ru/?1-8-0-00000008-000-20-0#018 Другой свидетель манси, Бахтияров Н.Я. тоже говорит: Молебный камень у нас находится сейчас на горе Ойка-Чахл в вершинах р. Вижай и я точно знаю, что эта молебная гора никуда не перенесена. http://pereval1959.forum24.ru/?1-8-0-00000008-000-0-0#007 Таким образом, существование молебной горы не отрицается и прямо сообщается о ее расположении. Обесценивается ее ритуальное значение для молодых манси, ну да это не криминал.

vysota1096: Только знаете что? О Курикове и мансях давайте все же в топиках о манси.

Alina: А вот священная гора остяков и зырян: ТЕЛЬПОС-ИЗ — самая высокая гора в Северном Урале — 1617 м над уровнем моря. Тельпос-из состоит из двух острых и скалистых вершин с озером между ними (1617 м, по другим данным 1694 м). Расположена на границе Республики Коми и Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области. Тoвпозиз — « гора гнезда ветров» (в переводе с Коми: тoв — «ветер»; поз — «гнездо»; из — « гора , камень»). Э. Гофман писал: «У зырян и остяков ведется поверье, что на эту гору не должно всходить: если кто осмелится это сделать, то поднимется такая буря, что смельчак как раз полетит в пропасть. В ее окрестностях, по их мнению, постоянно дуют ветры. От этих-то безпрестанных ветров она получила, должно быть, и название...» Мансийское название Не-Пуби-Ур «гора на подобие женщины» (Не — «женщина», Пуби — «статуя, идол», Ур — «гора»). Существует предание, что эта жена одного ханта, которую бог за непокорность мужу превратил в камень, в гору. Имеется другой вариант названия: Нэ-пупыг-нёр «гора женщины-идола», которое считается переводом ненецкого названия Нэ-Хэхэ (Ньэ Гэгэ) «женский кумир», буквально — «женщина-идол». Русские назвали гору Столп. http://www.tomovl.ru/northern_ural_lakes.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B7

iz Komi: А вот священная гора остяков и зырян: ТЕЛЬПОС-ИЗ — самая высокая гора в Северном Урале — 1617 м над уровнем моря. В сказке о мансийской красавице Хесте и коми богатыре как раз надо пройти Тельпосиз... Интересно, что в этой сказке фигурирует ожерелье Хесте, которое мать героя читает, как индейцы читают вампум. А найти данные о бытовании вампума в западной Сибири не удается

Grissom: Еще немного о хантах. В . Штейниц "Тотемизм у остяков Сибири". Остяки (самоназвание – ханты) – небольшой народ в Западной Сибири, насчитывающий, согласно переписи населения 1926 г., около 22600 чел. Их основные занятия – рыболовство и охота (главным образом, на пушных зверей), у самых северных остяков также и оленеводство. Этнографически – по материальной, как и духовной культуре и социальной структуре – остяки образуют с соседними вогулами столь полное единство, что в этом отношении нельзя говорить о двух разных народах . Однако остяцкий и вогульский языки являются самостоятельными, хотя и родственными языками, которые вместе с удаленным венгерским образуют угорскую ветвь финно-угорских языков. В этнографическом отношении остяки изучены очень мало. Это особенно касается такой важной области как их социальная структура, о которой не имеется никаких точных сведений. Хотя мы и имеем обширное исследование финского ученого Карьялайнена о религии остяков [1], однако, важные, даже решающие вопросы из-за недостатка сведений излагаются в нем неверно. Уже Кастрен, который был у северных остяков в 1843–44 гг., пишет, что остяки распадаются на «большое количество маленьких родов, каждый из которых сам по себе образует маленькое государство или, скорее, большую семью. У остяков, принявших христианство, это деление уже исчезло, ибо они управляются русскими властями и по русским законам … Среди остяков … имеются такие роды, которые состоят из сотен, даже тысяч индивидуумов, среди них большинство уже не могут доказать свои первоначальные родственные отношения, тем не менее они считают себя родственниками, не заключают браков между собой и считают своим долгом помогать друг другу» [2, S. 286]. Подобные сведения, однако, без скрупулезной точности, встречаются также у более поздних авторов. Это родовое устройство – далее я называю «маленькие роды» родами – сохранилось до наших дней. Дело в том, что Кастрен ошибался, когда думал, что они встречаются только у нехристианизированных остяков. Остяки, за небольшим исключением, были все крещены до революции 1917 г. (при этом они получили русские фамилии), однако это был, по существу, только формальный акт, и «христианские» остяки сохранили свою социальную организацию и свою религию. По данным различных исследователей (Вологодский-Хунвальви, Алквист, Карьялайнен), остяцкий термин для ‘рода’ – rūt 3, что является недавним заимствованием из равнозначного русского слова rod. Было бы странно, если бы для такого важного древнего социального института не существовало бы местного термина. Мне удалось найти такое местное обозначение для рода: североост. sir. Это слово было известно и раньше, но только в значении ‘вид, свойство, обычай, нравы’ 4; однако оно имеет – как, например, немецкое слово ‘вид’ (Art) – кроме этого значения еще и конкретное значение ‘род’. Например, я неоднократно слышал, как остяки спрашивали друг друга: naη muj sir χū (nē)? ‘какого рода ты мужчина (женщина)?’. Спрашиваемый при ответе называет свое родовое имя. Дело в том, что открытие местного термина для рода ведет к открытию остяцкой системы родовых названий5. Как упоминалось выше, остяки получили при крещении фамильные имена, представляющие собой иногда русифицированные остяцкие слова, иногда чисто русские фамилии. Однако наряду с этими официальными именами каждый остяк имеет национальное остяцкое имя, свое родовое имя. Наиболее частыми и интересными являются следующие три типа родовых имен: 1. По географическому происхождению соответствующего рода. Чаще всего речь идет о названиях, данных по реке. Эти названия очень важны для определения истории поселений и перемещений остяков. Так, например, вблизи Обдорска, на расстоянии более 300 км от Сосьвы проживает остяцкий род под названием lēw jōχ ‘Люди Сосьвы’; роды под названием kāsəm sir ‘Казымский род’ встречаются на большом удалении от реки Казым. 2. Вторая группа родовых названий, тоже очень важных для истории остяков, это названия, соединенные с названиями других народов . Так, например, на Казыме живет большой остяцкий род jorn sir ‘юрако-самоедский род’. Поскольку в верховьях Казыма еще и сейчас живут юрако-самоеды, имеется в виду, очевидно, обостяченный, бывший юракский род6. Немного южнее устья Казыма, в Тугиянских, живет остяцкий род tuηkas sir ‘тунгусский род’ (официальное имя: Гришкин), члены которого, по мнению других остяков, отличаются от них темным цветом лица. Очевидно, имеется в виду обостяченная тунгусская группа. Ближайшие тунгусы живут примерно в 500 км восточнее, но известно, что небольшие кочевые тунгусские группы предпринимали путешествия на много сотен километров; при этом, как мне удалось установить, они охотничьими путями доходили до южных остяков на Иртыше. 3. Третья группа родовых имен – это теофорные имена, связанные с именем духа соответствующей местности; сюда относятся также родовые названия, связанные с названием зверей. Однако социальная организация остяков характеризуется не только тем, что она распадается на многочисленные роды, организованные по отцовскому праву и носящие собственные имена, – явление, которое мы можем наблюдать до сегодняшнего дня почти у всех сибирских народов . Ибо у остяков имеется еще более высокое, стоящее над родами единство. Как уже заметил Кастрен, остяцкие роды экзогамны. Однако жену можно брать не из любого другого рода, а все роды объединены в две большие экзогамные группы7, которые на североостяцком называются por и mōś (племя mōńś-) и которые далее я называю фратриями8. Впрочем, сегодня фратриальная экзогамия уже строго не соблюдается, а в некоторых местах вообще исчезла. – Итак, каждый остяк и каждая остячка относятся, кроме своего рода, также к одной из двух фратрий и поэтому имеют кроме родового имени еще и фратриальное наименование por-χū (por-ne) ’мужчина (женщина) por’; или mōś-χū (mōś-ne) ’мужчина (женщина) mōś’. Людьми por и mōś остяки называют не только сами себя, но так именуют они и своих мифических предков. В устном народном творчестве особенно часто встречаются «7 каменноглазых женщин por» и женщина mōś, реже – мужчина por и mōś; они жили – как образно говорится – во времена, когда еще не было людей. Люди por и mōś появляются, если они выступают вместе, всегда как антиподы, причем, первые в виде глупых, грубых, плохих, а последние в виде умных, культурных и хороших... Обозначение одной фратрии и тем самым одной половины остяков и вогулов термином mōś (mōńś-) является важным указанием на этногенез обоих народов . Очевидно, один из его компонентов представляет собой угорский элемент с самоназванием *māńś, который был коневодческим народом в степных областях среднего и южного Урала. В ходе великого переселения народов в начале нашей эры эти *māńś раскололись на две части. Одна часть, более поздние венгры, ушла на юго-запад. Как же относится род к тому виду животного, в облике которого выступает его родовой дух? Приведу несколько примеров. Род Марсыновых (см. выше) не имеет права убивать клёста. ‘Люди Медвежьего рода’ pupə-sirəp-jāχ на нижнем Салыме говорят, что они происходят от медведя; они хотя и могут убивать медведя, но не едят медвежье мясо, несмотря на то, что поедание медвежьего мяса входит в обряд медвежьего праздника остяков. Как мне сообщил молодой русский этнограф Никольский, у казымских остяков существует запрет на охоту и поедание тех животных, в облике которых выступает родовой дух. Такие же сведения приводит В . Чернецов о вогулах : «Почитание родового духа выражается не только в периодическом принесении жертв, но также и в том, что в каждой группе нельзя убивать животное, в образе которого живет дух соответствующей группы. Так, например, в Ан-я-пауле нельзя убивать чайку, в Ханлас-пауле лягушку, в Пупи-пауле ястреба и т.д. В Я-сунт-пауле каждую собаку после смерти снабжают могильным домиком, как человека» [12, с. 21–25]. – Приведенные примеры говорят достаточно ясно: вид животного, в облике которого выступает родовой дух, находится для членов соответствующего рода под пищевым табу, а также под табу на убиение. Если приведенные социальные и религиозные явления – экзогамную родовую и фратриальную организацию; родовых духов в качестве предков; табу на поедание и убиение того вида животных, иногда и того рода животных, в образе которого выступает родовой дух; часто: название рода по родовому духу или его животному – проанализировать в общей связи, то становится очевидным, что здесь речь идет о тотемизме. Оригинал статьи http://www.deputatandreev.ru/content/data/attach/1331/shteinic_v.doc



полная версия страницы