Форум » Манси » Погребальные обряды манси » Ответить

Погребальные обряды манси

helga-O-V: Отрезано от темы Мифология манси http://pereval1959.forum24.ru/?1-8-0-00000003-000-40-0-1222878194 Что можно сказать о ПОГРЕБАЛЬНЫХ обрядах манси? "Иногда захоронения осуществлялись непосредственно в толще снега на помосте. Помост выкладывали из деревьев. Рядом с покойным клали предметы - нужные ему в другом мире. На мертвых одевали одежду которую специально рвали или одевали наизнанку. Очень часто некоторым в рот вкладывали еду или еду разбрасывали рядом, ее также бросали в костер. В костер так же бросали и одежду. Рядом с покойным клали все что может пригодиться в иной жизни.Перед этим вещи иногда ломали, а одежду рвали. Огромное значение имело где и как умер человек. Для каждого вида смерти существовал свой ритуал. Ритуалы отличались для детей до 3 лет, для женщин, ( извините Д.) для девствениц, для воинов. От обстоятельст смерти зависило, как тела распологаются относительно сторон света...... и т.д." Какие бы ассоциации возникло у людей исследующих обстоятельства гибели группы, такое заключение. Да! Когда вы прочитаете про ритуалы манси во время похорон, там будет отдельный раздел о глазах покойного. Там найдете и объяснение "дорожки из веток" к пещере. В верованиях манси - это очень важный момент. это текст от David2...

Ответов - 20

helga-O-V: на фотографиях похода есть интересные снимки: некое солидное сооружение в лесу: открытый рубленный помост на высоких сваях. В дневниках оно вроде бы не описано... Интересно, что это за сооружение и не являлось ли ОНО чем-то культовым или похоронным?

Tuapse: helga-O-V пишет: Что можно сказать о ПОГРЕБАЛЬНЫХ обрядах манси? Любопытно. Мне попадался видеоролик, где беседовал кто-то из мэтров - то ли Коськин, то ли Кунцевич. Рассуждали о том, как манси хоронили покойников в толще снега сидя. А теперь вот одежда у костра, веточки... Где текст полностью почитать можно ?

helga-O-V: Tuapse пишет: Где текст полностью почитать можно ? увы... автор не делится этим... а вот фото настила есть... может быть они ТОГДА что-то оскорбили? может настил был погребальным или религиозным? резанная одежда - да, это есть в прочитанных мной источниках. Мало того - это и у русских имело место; и веточки, кстати, тоже - по сей день!

Grissom: helga-O-V пишет: может быть они ТОГДА что-то оскорбили? У меня тоже были такие мысли, учитывая, что кедр для манси - священное дерево. Именно на кедре вешают мансийские фигурки-обереги, хранители духов и душ умерших. Об этом есть масса литературы в интернете. Можно представить, что Дятловцы, заинтересованные мансийской культурой (даже в дневниках отразилось - "мы идем в стране таинственных знаков"), набрели под вечер на священный кедр, попытались взять сувенир, и жестоко поплатились за это...

helga-O-V: там половина избушки на курьих ножках! нижняя.

PostV: Сайт творчества Алексея Иванова "УГОРСКИЙ АРХЕТИП..." Интересную версию происхождения образа Бабы-Яги дал А.Захаров в статье «По следам Бабы-Яги» в журнале «Уральский Следопыт». Вкратце эта версия сводится к следующему. Святилища (капища, кумирни) уральских финно-угров представляли собой тайную поляну в лесу и были окружены частоколом, на котором вывешивались черепа принесенных в жертву идолам животных. В центре стояла священная избушка-амбарчик – «сомъях». Она была размером, скажем, с письменный стол, «без окон и дверей» (зачем они нужны?). Амбарчик был установлен на высоких пнях или столбах (одном, двух, четырех), чтобы не залез медведь, куница или росомаха (так и сейчас охотники ставят свои лесные амбары на заимках). В амбаре лежала резная деревянная кукла – «иттарма» - вместилище души («лилли хеллехолас») умершего или божка. Иттарма была одета в человеческие одежды – например, национальную одежду ягу. Прочие атрибуты святилища опустим(24). Такие святилища застали русские крестители, завоеватели и колонизаторы, когда в XV веке Урал (княжества Пермь Старая, Пермь Великая и Югра) были присоединены к Руси (некоторые – только формально). А XV век – это время складывания современного русского народного фольклора. На образ финно-угорского святилища наложился образ Золотой Бабы, тогда имевший реальное «живое бытование». Золотая Баба несла русским смерть. Вот так и родилась зловещая Баба-Яга (баба в яге), которая лежит (живет) в избушке на курьих ножках посреди глухого леса(25). helga-O-V пишет: на фотографиях похода есть интересные снимки:...рубленный помост на высоких сваях. там половина избушки на курьих ножках! ...так что, похоже, набрели дятловцы на некое вогульское святилище.

Aryan II: Grissom пишет: Можно представить, что Дятловцы, заинтересованные мансийской культурой (даже в дневниках отразилось - "мы идем в стране таинственных знаков"), набрели под вечер на священный кедр, попытались взять сувенир, и жестоко поплатились за это... Как палатка оказалась на Холат-Чахле? Зачем им от кедра понадобилось возвращаться назад и вверх, вместо того, чтобы спокойно переночевать в лесу у притока Лозьвы и утром двинуться дальше к Отортену?

Pepper: Grissom пишет: набрели под вечер на священный кедр, попытались взять сувенир, и жестоко поплатились за это... Ну да. За ними все это время наблюдали мансийские шаманы, через "око Саурона". И как только увидели святотатство - тут же телепортировали из ближайших юрт, через горы, взвод мансийского спецназа...

Aryan II: Нет, вполне можно допустить, что манси случайно подъехали как раз тогда, когда туристы обижали духов и застали их т.с. "с поличным". Но палатку на склоне это не объясняет. Так же, как не объясняет поход от палатки к кедру "за сувенирами" без обуви и одежды.

MUSHERON: Это ритуал! Горные погребения были в древней Японии широко распространены, и с усвоением буддийского обряда сожжения тел пепел похоронных костров тоже стали хоронить на горных склонах. и Ученый приводит также этнографические данные о воображаемом путешествии души покойника, похороненного у подножия горы, к ее вершине, где она становится душой предка. То есть, поставили палатку(могилу), согнали туристов вниз, что бы сжечь на помосте и затем пепел отнести назад в платку! На склон! Или оставили палатку как символ, души туристов в нее сами вернутся, так как место "упокоения души" должно быть на склоне. И были это, наверное, японские самураи(постил на TAU), они и манси очень похожи. (в некоторых обрядах например) Турситов выгоняли из палатки самурайскими мечами, заодно и исполосовали ее стенку(изнутри)! (Палку порезали или перебили ребром ладони). Такой вот обряд. Перед смертью туристов накормили и/или сами поели. P.S. Что делали японские самураи в сибирской тайге? Исполняли секретную миссию, проповедовали манси буддизм и тд

Grissom: helga-O-V пишет: увы... автор не делится этим... И не поделится, скорее всего... Этот фрагмент, по сути, "солянка" из погребальных обрядов различных народов: ульчей, хантов, манси, даже эско-алеутов. "Деревянный помост в снегу" - скорее всего отголоски колыбельного обряда захоронения, в берестяном коробе. Манси никогда не хоронили в снегу - или в расколотой пополам лодке, или в оленьей шкуре, гробы изготавливали из стволов деревьев, иногда - делали шалаш. Сжигали одежду лишь в тех случаях, когда хоронили утопленников. А вот то, что одежда рвалась - это повсеместно. Вещи сознательно приводились в негодность, чтобы "покойник мог ими пользоваться", т.е. приводились в соответствие с обратными закономерностями нижнего мира: умерший здесь неподвижный, там - подвижный, вещи здесь поврежденные, там - невредимые. Что касается деревянного помоста на возвышении, то это скорее всего место приношения погребальных жертв. Совсем не обязательно кровавых, на такой помост клались, или подвешивались к нему фигурки из кости, шкур, хлеба, хранителей духов рода или предков. Вот только одно не учел автор... Чужеродцев манси хоронили как попало, не соблюдая никаких обрядов. Глубина могилы в таких случаях составляла от 30 до 150 см. Иногда вообще не копали.

wankel: Grissom пишет: Что касается деревянного помоста на возвышении, то это скорее всего место приношения погребальных жертв. Многие народы севера хоронят покойников на деревьях. В начале 90 видел по ТВ передачу, где прямо эти захоронения и показывали. Типа площадки высоко на дереве и там завернутое тело лежит.

Grissom: wankel пишет: Многие народы севера хоронят покойников на деревьях. Не совсем так. Когда-то, в глубоком прошлом (при первобытно-общинном строе), такая практика захоронений на деревьях была и у восточных славян. Манси же так хоронили до недавнего времени лишь младенцев грудного возраста, пока считалось, что их душа все еще принадлежит "высшему" миру. И то, для этого использовалось чаще дупло в дереве. Да и нет на севере подходящих деревьев, во всяком случае - не в таких количествах...

эквaтор11: Интереснейшая статья по теме данного топика http://relbooks.ru/index.php/2011-04-18-18-20-00/2011-04-22-08-25-41?start=56 Отвечает на многие тонкости обряда погребения у манси ( и не только ).

Мария: очень интересно , спасибо !

Grissom: Вот еще. Погребальные обряды манси

Роман Дорин: Сооружение Манси на фото - это не что иное как склад сена для оленей на которых Манси и передвигались по району, нечто вроде наших АЗС. И ни какого отношения ни к божествам ни к похороным обрядам это не имеет. А вот вопрос о том что в средние века да и видимо ещё и в 19-ом веке масни совершали погребения на священых горах это ближе к истине. В этой связи интересно бы узнать про гору Холат Чахль, а не являлась ли она таким кладбищем? Вот в чём вопрос! Скорее всего перевод с манси звучит как Гора Мёртвых то есть кладбище...

Grissom: Роман Дорин пишет: Вот в чём вопрос! Было. http://pereval1959.forum24.ru/?1-12-0-00000113-000-40-0

iz Komi: Погребения на деревьях - вещь обычная у лесных народов. Так же, как обычай угощать покойников вполне материальными продуктами. Например, купить десяток банок сгущенки для умершего деда и отвезти в лес, положив под дерево. Ибо любил дедушка сгущенку больше всей остальной русской еды. К пачке сигарет еще и зажигалку приложить: вдруг у деда в старой бензин кончился... Естественно, все коренные жители Севера не зависимо от национальности, такие закладки не трогают. Но в случае крайней нужды можно "одолжиться" у покойников, отдарившись любой вещью. Ведь мертвые следуют обычаям живых. А для человека Севера негостеприимство - великий порок. Отдарок же означает дружеские чувства. Все просто и красиво. Вот рушить нарочно помост, оправляться возле него, писать "выразительные слова" - это недопустимо. Но такие дела стали случаться последние 10-15 лет. Приезжие даже дошли до того, что, переночевав в зимовушке, поджигают ее, чтоб повеселиться. Сейчас за такие делишки могут вломить и коми, и ненцы. Но вот в 1959 году на немедленное воздаяние, наверное, были способны только местные русские...

Slo: Iz Komi, +100500. А если еще рассказать о похоронно/поминальных обрядах в Койгородке, или той же Емве - кукушку уносит напрочь)) Рассуждали о том, как манси хоронили покойников в толще снега сидя. Кстати, интереснр, что зачастую, человек замерзает (именно замерзает), в положении сидя. Типа так:



полная версия страницы