Форум » Манси » Манси в УД » Ответить

Манси в УД

vysota1096: Лист 263 Протокол допроса свидетеля 6 апреля 1959 г. прокурор прокуратуры г. Ивдель района Свердловской области мл. советник юстиции Темпалов допросил в кабинете в качестве свидетеля, с соблюдением ст.162-168 УПК РСФСР 1. Фамилия, имя и отчества Шешкин Константин Ефимович 2. Год рождения 1933 3. Место рождения Тюменская обл., Березовский р-н, д. Ломбовож 4.Национальность: манси 5.Партийность: б/п 6. образование (какое учебное заведение окончил и когда: 4 кл 7. Занятие: а) в настоящее время – место работы и занимаемая должность: охотник б) в момент, к которому относятся показания: тоже. 8. Судимость: не судим. 9.Постоянное место жительства (точный адрес и № телефона): Е???, с/совет Бурмантовский, юрты Пелым (?) 10. Паспорт: X-АЯ (?) № 583512 11. В каких отношениях состоит с обвиняемым: посторонний Об ответственности по первой части ст. 92 УК РСФСР за отказ от дачи показаний и по ст. 95 УК РСФСР за дачу заведомо ложных показаний предупрежден. Подпись. (все – на стандартном бланке протокола допроса свидетеля, - прим. ) Оборот: Свидетель показал Примерно в десятых числах февраля 1959 года мы, ?? и двое Анямовых ходили на охоту по р. Лозьва. Охотились мы не доходя уральских гор примерно 15 км. На охоте видели следы туристов на узких лыжах, которые шли по р. Лозьва. Следы были запорошены снегом на 4-5 см. Самих туристов не встречали и не слышали их. Как и что с ними случилось мне неизвестно. Но во время выборов выборов 1/III 59 г. в д. Бурмантово я слышал, что туристы потерялись, я говорил, что мы были на охоте и на р. Лозьва видели следы лыж туристов. Когда мы были на охоте, то я видел следы росомахи и волков. Росомахи могут есть мертвых оленей и людей, но волки мертвых оленей не едят. Где мы охотились никакой молебной горы не имеется, а по рассказам манси мне известно, что она находится в верховьях р. Вижай. А в верховьях р. Лозьвы нет такой горы. Но мне известно, что сейчас и манси не ходят молиться на молебную гору, молодые вообще не молятся, а старые манси молятся дома. Я слышал, что пять туристов нашли замерзшими. Почему они замерзли мне неизвестно. Записано верно, мне прочитано. Подпись Прокурор: подпись

Ответов - 59, стр: 1 2 3 All

s777: Шешкин К.Е показал: Охотились мы не доходя уральских гор примерно 15 км. На охоте видели следы туристов на узких лыжах, которые шли по р. Лозьва. Следы были запорошены снегом на 4-5 см Группа вроде по Ауспии шла? И расстояние от истоков Ауспии (Уральских гор) до впадения в Лозьву больше 15 км? Похоже, что манси видели следы на Лозьве выше впадения Ауспии (т.е севернее). Хорошо бы уточнить чьи следы видели манси? По УД там никого быть не могло (присутствия посторонних вблизи перевала не установлено) Или имеется в виду, что видели следы на Лозьве до поворота группы на Ауспию? Но по тексту вроде не похоже

vysota1096: s777 пишет: Группа вроде по Ауспии шла? И по Лозьве тоже.

Коськин Алексей: s777 пишет: Похоже, что манси видели следы на Лозьве выше впадения Ауспии (т.е севернее). На чем основан такой вывод? Это действительно интересно.

vysota1096: Допрос Анямова: http://pereval1959.forum24.ru/?1-9-0-00000021-000-20-0#024

s777: Коськин Алексей написал: На чем основан такой вывод? емнип, они охотились в районе, ограниченном Уральским хребтом с запада; Ауспией с юга; Лозьвой - с востока и севера. Соответственно - на охоте могли видеть на Лозьве выше впадения Ауспии (хотя я сам не уверен в правильности такого вывода ) Если охотились южнее Ауспии - то могли видеть на Лозьве ниже впадения Ауспии. Может это и имелось в виду. Непонятно, почему манси указывают разные места находки следов. Анямов показал, что следы нашли на Ауспии. Шешкин - на Лозьве. Не исключено, что кто-то ошибся (хотя трудно заподозрить, что манси перепутали названия рек)

vysota1096: Лист 82 Протокол допроса свидетеля 10 марта 1959 г. прокурор прокуратуры г. Ивдель района Свердловской области мл. советник юстиции Темпалов допросил в кабинете в качестве свидетеля, с соблюдением ст.162-168 УПК РСФСР 1. Фамилия, имя и отчества Бахтияров Никита Владимирович 2. Год рождения 1929 3. Место рождения Ивдельский район на 1 плотине 4.Национальность: манси 5.Партийность: б/п 6. образование (какое учебное заведение окончил и когда: 4 класса 7. Занятие: а) в настоящее время – место работы и занимаемая должность: охотник б) в момент, к которому относятся показания: тоже. 8. Судимость: не судим. 9.Постоянное место жительства (точный адрес и № телефона): г. Ивдель пос. 1я плотина 10. Паспорт: с собой не имеет 11. В каких отношениях состоит с обвиняемым: посторонний Об ответственности по первой части ст. 92 УК РСФСР за отказ от дачи показаний и по ст. 95 УК РСФСР за дачу заведомо ложных показаний предупрежден. Подпись. (все – на стандартном бланке протокола допроса свидетеля, - прим. ) Оборот: Свидетель показал Русский язык я понимаю, в переводчике не нуждаюсь По существу заданных вопросов поясняю. Я узнал, что ищут туристов 21 или 22/II 59 г. Я был в это время в юртах Бахтияровых в верховьях Вижая. Я приехал туда 20 или 21 (исправлено) II-59 г. к своим родственникам сестре Бахтияровой Нине. Я поехал вместе с Петром Акимовичем Бахтияровым, Николаем и Прокопием за оленями – их искать в лесу за 8 км от юрт. Когда уехали прилетел вертолет и когда вернулись то от женщин узнали, что ищут туристов. Туристы действительно останавливались ранее у Бахтиярова Петра и потом куда-то ушли. Куда я не спрашивал и не знаю. Я сам живу на р. Ивдель около 1й плотины 60 км от Вижая. Я слышал, что подозревают в том, что манси испугали туристов и они погибли. Это я считаю неверно. Так же ни одного случая не было чтобы манси нападали на русских, для этого нет никаких причин. Молебная гора манси находится недалеко от юрт Бахтияровых км 30 в верховьях Вижая. На эту гору никому не воспрещается заходить как (?) русским мужчинам и женщинам, а также и манси. Гора эта никогда не охраняется. Ценных вещей там никаких нет. Раньше что было 83 Я не знаю. Эта молебная гора никуда не переносилась, вернее молебный камень не переносился и верующие манси ходят на эту гору, но таких религиозных манси мало. Других молебных мест у манси не имеется. Как погибли туристы мне неизвестно, но чтобы они погибли от рук манси я это не допускаю и манси это не позволят. Записано верно, мною прочитано Подпись Прокурор: подпись

Буянов: Анямов показал, что следы нашли на Ауспии. Шешкин - на Лозьве. Не исключено, что кто-то ошибся (хотя трудно заподозрить, что манси перепутали названия рек) Старшим среди этих охотников был Андрей Анямов (старший). И он названия указал правильно. А молодой Шешкин, очевидно, допустил неточность. Знаете, в группе охотников, как и в группе туристов, обычно всех водит один, - руководитель группы. А остальные зачастую не очень-то представляют, где находятся и не здорово запоминают названия. А Ауспия - такой же исток Лозьвы, как и остальные. И является по ходу их движения продолжением Лозьвы. Бахтияров Никита упоминает, что "туристы останавливались у Бахтиярова Петра", - в "юртах Бахтиярова". Это там проходили группы Шумкова, а позже - группа Карелина.

vysota1096: Лист 84 Протокол допроса свидетеля 10 марта 1959 г. прокурор прокуратуры г. Ивдель района Свердловской области мл. советник юстиции Темпалов допросил в кабинете в качестве свидетеля, с соблюдением ст.162-168 УПК РСФСР 1. Фамилия, имя и отчества Бахтияров Николая Якимовича 2. Год рождения 1930 3. Место рождения Ивдельский район от пос. Вижай 60 км 4.Национальность: манси 5.Партийность: б/п 6. образование (какое учебное заведение окончил и когда: 5 классов 7. Занятие: а) в настоящее время – место работы и занимаемая должность: охотник б) в момент, к которому относятся показания: тоже. 8. Судимость: со слов не судим. 9.Постоянное место жительства (точный адрес и № телефона): от пос. Вижай 60 км 10. Паспорт: с собой не имеет 11. В каких отношениях состоит с обвиняемым: посторонний Об ответственности по первой части ст. 92 УК РСФСР за отказ от дачи показаний и по ст. 95 УК РСФСР за дачу заведомо ложных показаний предупрежден. Подпись. (все – на стандартном бланке протокола допроса свидетеля, - прим. ) Оборот: Свидетель показал Я русский язык знаю и в переводчике не нуждаюсь Подпись По существу заданных вопросов поясняю. Я имею образование 5 классов. Учился в Бурмантовском детском доме до 1949 года. А сейчас работаю пастухом пасу оленей принадлежащих д/дому пос. Бурмантово. Я женатый имею на иждивении троих детей от 6 лет до 9х лет. Живем мы от пос. Вижай 60 км в верховьях р. Вижай. Там у нас имеется четыре юрты и одна старая юрта, в которой никто не живет. Там проживают кроме меня с семьей мой брат родной Бахтияров Петр Якимович с семьей, бра родственник Бахтияров Павел Васильевич с семьей и мой родственник Бахтияров Сергей Савельевичи его брат Бахтияров Прокопий Савельевич. Больше никто с нами не живет. Я вышел с места жительства 28 февраля 1959 года на двух нартах. На одних нартах ехал я, а на других нартах ехал Бахтияров Прокопий. Мы про???вели 1/III-59 г. на пос. 19 разъезд и поехали на 1. Плотину к родственнику Бахтиярову Никите Владимировичу, чтобы купить у него мелкокалиберную винтовку и погостить. А Прокопий ехал со мною. 6/III-59 г. выехали вместе с Никитой 85 и Прокопием в г. Ивдель регистрировать винтовку, я получить разрешение купить у Никиты винтовку. В 20х числах февраля 1959 года к нам к юртам прилетал вертолет и приходили в юрты 2 человека кто мы не знаем. В юртах в то время находились одни женщины, а мы все мужчины искали оленей в 8 км от наших юрт. Когда приехали в юрты нам сказала Катерина моя сестра, что преходили 2 человека и спрашивали проходили ли туристы. Она им сказала, что проходили туристы 2 раза. Первых туристов я не видел когда проходили, но примерно больше месяца, а с свел в пос. Бурмантово. Их как я слышал от родственников было 10 человек, были ли женщины я не знаю. Эти туристы не ночевали у нас как я узнал а так останавливались отдохнуть. Вторые туристы в конце января были у нас и ночевали. Их было 8 человек, у них была одна или две женщины ночевали они у моего брата Петра Якимовича в юрте. В юрте мы разговаривали с этими туристами. Они говорили, что идут на горы, но какая не говорили. Спрашивали только, лучше пути по реке или по другому месту, и они пошли по дороге к реке вершине Ве??? Оборот: Я больше этих туристов не встречал. До 10 февраля все мы были дома, с 10/II-59 г. уезжал на пос. Бурмантово с Петром Якимовичем Я по поводу оленей, а Петр в гости на пос. Суеват-Пауль к тетке Бахтияровой Нине и я с ним ездил. Всего мы гостили и были в Бурмантово и на пос. Суеват-Пауль около 10 дней. Вчера, т.е. 9 марта 1959 г. мы с манси Никитой Бахтияровым были в магазине орску пру около реки один пьяный я его не знаю подошел к нам и сказал: «потерялись туристы, наверно манси их убили» Мы ему сказали, что не должно быть, ибо манси никогда никого не убивали и им незачем убивать туристов. Мой брат Петр Якимович больной туберкулезом и он плохо ходит, даже на охоту никогда не ходит. Молебный камень у нас находится сейчас на горе Ойка-Чахл в вершинах р. Вижай и я точно знаю, что эта молебная гора никуда не перенесена. Русским мужчинам и женщинам не запрещено на эту гору ходить. Эта гора манси никогда не охранялась и не охраняется. Мне искать (?) туристов некогда, т. как у меня 1200 голов оленей под охраной и мне надо пасти, много волков. Прокопий Бахтияров может пойти искать, а брат Петр болен даже на охоту не ходит. Записано верно, мною лично прочитано Подпись Прокурор: подпись

vysota1096: Лист 86 Протокол допроса свидетеля 10 марта 1959 г. прокурор прокуратуры г. Ивдель района Свердловской области мл. советник юстиции Темпалов допросил в кабинете в качестве свидетеля, с соблюдением ст.162-168 УПК РСФСР 1. Фамилия, имя и отчества Бахтияров Прокопий Ереме Савельевич 2. Год рождения 1942 3. Место рождения Ивдельский район р.Анчуг 4.Национальность: манси 5.Партийность: б/п 6. образование (какое учебное заведение окончил и когда: неграмотный 7. Занятие: а) в настоящее время – место работы и занимаемая должность: охотник б) в момент, к которому относятся показания: тоже. 8. Судимость: не судим. 9.Постоянное место жительства (точный адрес и № телефона): от пос. Вижай 60 км в юрте Бахтиярова 10. Паспорт: с собой не имеет 11. В каких отношениях состоит с обвиняемым: посторонний Об ответственности по первой части ст. 92 УК РСФСР за отказ от дачи показаний и по ст. 95 УК РСФСР за дачу заведомо ложных показаний предупрежден. Подпись (???). (все – на стандартном бланке протокола допроса свидетеля, - прим. ) Оборот: Свидетель показал Русский язык я знаю плохо нуждаюсь в переводчике. Вызван переводчик Бахтияров Никита Владимирович, который предупрежден за дачу ложных показаний при переводе и неверный перевод по ст. 96 УК. Подпись Я приехал в г. Ивдель четыре дня назад вместе с Бахтияровым Николаем со своих юрт, которые расположены 60 км от Вижая. Мы приехали сначала к Бахтиярову Никите, купить у него винтовку м/к. и в милиции в г. Ивдель зарегистрировать. Винтовку покупает у Никиты Николай. Я узнал о том, что потерялись туристы 21/II 59 г. от манси женщин Нины и Катерины Бахтияровых Мы в это время ходили искать оленей, в то время как сел вертолет около юрт, Петр, Никита, я, Николай. В юртах оставались одни женщины и брат мой Сергей. В феврале и январе ??? мы от дома далеко не уезжали. Охотились тоже около пос. 19 п/съезд (?) Николай и Петр Якимович Бахтияровы ездили в середине февраля месяца 1959 г. в Бурмантово и Суеват-Пауль Николай он пасет оленей от д/дома и по работе ездил. А в пос. Суеват-Пауль 87 с Петром ездели в гости к манси. Петр плохо охотится, больной туберкулезом кое как ходит. Молебная гора находится в верховьях р. Вижай от наших юрт не очень далеко км 30. Сам я никогда не ходил на молебную гору, и манси сейчас плохо веруют, молодые религию манси не признают. И я тоже. Как получилось с туристами я не знаю и ни от кого не слышал. И где они находятся не знаю. Туристы 8 чел ночевали у Петра и пошли к р. Вижай, а дальше не знаю. Где туристы погибли или живут я не знаю Записано верно, мне прочитано Подпись Переводчик подпись Прокурор г. Ивдель подпись

vysota1096: Спасибо огромное Евгению Буянову за материалы!

Andriy: Владимиров пишет: Мы берем азимут на юрту Анямова. По карте она на ручье Лемья, притоке Верхнего Пелыма. У Шешкина указано место жительства "юрта Пелым" - он тоже Анямов? Приехали на оленях Анямовы. Зовут хозяина Петр. ...В Суевапауле брат Петра пригласил ночевать в свою юрту. В связи с этим вопрос знатокам - сколько же там Анямовых - в это время на охоте в долине Ауспии/Лозьвы еще одна часть Анямовых?

s777: Andriy пишет: В связи с этим вопрос знатокам - сколько же там Анямовых Я не знаток и не переписывал манси , но из материалов допросов для себя сделал такой вывод: 1. Были Анямовы из юрт Пелым. Там же жил и Шешкин. Он охотился с двумя Анямовыми из Пелыма 2. Были Анямовы и из Суеватпауля. Трое из них - Николай+Андрей+еще один Андрей - охотились ИМХО отдельно от Шешкина и К. Николай Анямов из Суеватпауля принимал участие в поисках. Такая же фигня и с Бахтияровыми: 1. Бахтияровы Петр, Николай, Прокопий, Сергей, Павел живут в верховьях Вижая. Их Родственник Никита - в Ивдели. С ними общался Дряхлых 2. Бахтияровы Тимофей, Николай, Александр, Кирил, Павел и Соня живут в пос.Бахтиярова в 36км от 100 квартала. С ними общался Краснобаев. 3. Некие Бахтияровы допрашивались по поводу "падения туристов с горы" (поручение Бизяеву). Имеют ли они отношение к пп.1-2 - непонятно. Протоколы не опубликованы. Не исключено, что я где-то ошибся, но ИМХО особо не наврал

Andriy: s777, спасибо! Вы предполагаете, что на охоте были две группы Анямовых: с Шешкиным на Лозьве, и Анямовы из Суеватпауля - на Ауспии - по лыжне которых и шла группа - я Вас правильно понял?

s777: Да. Во-первых они из разных мест, во-вторых Анямовы из С-П не упоминают Шешкина, в третьих - я не верю, что Шешкин=(манси и охотник) перепутал реки, на которых он охотился

Albert: Для наглядности

Andriy: Albert пишет: Для наглядности Спасибо, действительно - между "Юртой Анямова" и Суеватпаулем достаточное расстояние. Но с другой стороны - у того же Владимирова: От Лямьяпауля до Суеватпауля Анямов великодушно погрузил девушек и рюкзаки на две упряжки оленей, а мужики (какое блаженство без рюкзаков!) бежали вслед за нартами. т.е. маршрут между "Шешкиным" (ЮА) и "Анямовыми" (СП) зимой был вполне активным. У Дятловцев был переход по Лозьве от Второго Северного до Ауспии - мог ли Шешкин отметить следы "узких лыж" именно там, если считать, что маршрут группы и охотников совпал? Иначе возникает вопрос - чьи тогда следы видел Шешкин на Лозьве, если его маршрут и маршрут группы не пересекся.

michael: Ребята! Если бы в смерти Дятловцев были виноваты манси-то в КГБ эти несчастные охотники заговорили бы через 5 минут. А если сами комитетчики свернули быстро это дело,то,что-то здесь не чисто. Кто-то здесь шалит!!!

Северянкин: s777 пишет: Я не знаток и не переписывал манси , но из материалов допросов для себя сделал такой вывод: 1. Были Анямовы из юрт Пелым. Там же жил и Шешкин. Он охотился с двумя Анямовыми из Пелыма 2. Были Анямовы и из Суеватпауля. Трое из них - Николай+Андрей+еще один Андрей - охотились ИМХО отдельно от Шешкина и К. Николай Анямов из Суеватпауля принимал участие в поисках. Andriy пишет: Вы предполагаете, что на охоте были две группы Анямовых: с Шешкиным на Лозьве, и Анямовы из Суеватпауля - на Ауспии - по лыжне которых и шла группа - я Вас правильно понял? s777 пишет: Да. Во-первых они из разных мест, во-вторых Анямовы из С-П не упоминают Шешкина, в третьих - я не верю, что Шешкин=(манси и охотник) перепутал реки, на которых он охотился Действительно из протокола допроса Анямова Николая Павловича, Год рождения 1936. 3. Место рождения пос. Суеват-Пауль, г Ивдель: В начале февраля 1959 г. мы, т.е. я, Анямов Андрей, и еще Анямов тоже Андрей ездили на охоту. Охотились мы 9 дней в лесу на охоте увидели следы узких лыж, которые были занесены снегом см. на 15. а в лесу меньше. Мы подумали что какая то экспедиция пошла в горы. Следы видели по р. Ауспии в 10-х числах февраля 1959 года. Когда пришли домой то сказали об этом, что видели следы лыжников. Самих туристов нигде не видели, и не слышали. Во время охоты была и хорошая погода, но больше плохая, был ветер и холодно. Числа 23-24.02-59 г. нас послали искать туристов и мы пошли вместе с русскими. При нас нашли 4 туриста замерзшими. Отчего и как получилось с туристами я просто не понимаю как это могло получиться. Палатку нашли при нас на горе, в которой находились вещи туристов. Я принимал в поисках туристов участие 8 суток. У нас среди манси ск-ко я понимаю, не было такого случая, чтобы кто либо погибал в горах Урала. Что ранее было не знаю. Источник здесь же Из текста встречи Столбцова и Буянова- В состав разведывательной группы входили Борис Слобцов, Михаил Шаравин и местный охотник. После выхода на гребень перевала Шаравин заметил на склоне подозрительный темный предмет. Местный охотник не захотел идти дальше, сославшись на плохое самочувствие, - видимо, он почувствовал «недоброе». Дальше Слобцов и Шаравин пошли вдвоем. Как я понимаю это и был Анямов Николай по следам которого и шла группа Дятлова ранее, и который как-то почувствовал недоброе? И почему в показаниях 4 туриста нашли? Если не трудно кто знает объясните, а то чего я возможно запутался немного.

Stepa: Показания Брусницына и др. в изложении Е.Буянова Первая группа (Слобцов, М.Шаравин и проводник Иван…) по азимуту, взятому с лыжни группы Дятлова вышли на перевал Ауспия-Лозьва. Проводник настойчиво уверял нас в том, что группа непременно провалилась в провал у г. Отортен. Ребята, оставив у камней «останцев» на перевале проводника, решили по возможности подойти или хотя бы рассмотреть подступы к «провалу». Ребята при попытке взобраться на хребет высоты 1079 обнаружили покинутую палатку. В лагерь ими были принесены (три ?- слово неразборчиво) фотоаппарат, куртка Слободина, ледоруб, который был воткнут рядом палаткой, фонарь, найденный у палатки и флягу спирта. В часа 4 нас нагнала группа Курикова с рацией. Немедленно была передана радиограмма о случившемся с координатами палатки. По рации мы получили задание организовать площадку для посадки вертолета и выбрать место для разбивки лагеря на 50 Лебедев 25 числа группа разбилась на 4 части. 3 человека (Слобцов, Шаравин и проводник Иван) пошли по следу дятловцев вверх по Ауспии. Буянов пишет: Группа Бориса Слобцова, самая молодая по составу студентов, собралась первой. В нее входили, двое местных жителей-проводников, - Пашин Иван и Чеглаков Алексей, а также студенты УПИ: Брусницин Вадим, Девятов Стас, Коптелов Юрий, Кротов Вячеслав, Лебедев Владимир, Стрельников Владимир, Хализов Вячеслав, Шаравин Михаил, - всего 11 человек.

Северянкин: Stepa, все понял.



полная версия страницы