Форум » Манси » Знаки манси » Ответить

Знаки манси

W: Существует множество разговоров и кривотолков вокруг знаков манси на деревьях, которые Видели Дятловцы в походе. Во первых это известный снимок из похода, на котором изображен Ю. Кривонищенко у дерева: Как выяснилось из разговора с манси во время «Кунцевичевской экспедиции 2008 г.», их можно легко расшифровать при помощи картинки нарисованной Р. Анямовым, во время нашего пребывания в Ушме: Надпись на дереве означает, что в этом месте прошло 3 охотника из рода В. Анямова с 3 собаками в 1958 году. Все. Больше в этой надписи нет никакой информации,. Можно, ее, конечно, и домыслить «по вкусу», но это будет явное искажение информации. Каждый решает для себя, насколько это ему нужно. По этому же образу и подобию можно расшифровать и рисунки из дневника З. Колмогоровой. Их 4 различных. На этом рисунке видно 2 разных фрагмента: левый и правый. Скорее всего это зарубки на разных сторонах дерева. То есть, поскольку есть знаки 2-х разных родов, то это место является, как бы, границей разделов охотничьих владений разных родов. Правая часть: 4 черты вверху = прошло 4 охотника, знак в центре = род В. Анямова, 4 черты внизу = у них было 4 собаки. С левой частью хуже, там видно, что было 2 охотника с 3 собаками. Значка принадлежности к роду, точно такого, в листке нет. Конечно, если Зина не очень тщательно срисовала знак, можно опосредовано его отнести к тому, что это был род Т. Пеликова. Но это пока предположение, которое, возможно, так и не будет разгадано, если не найдется точного изображения значка, повторяющего нарисованный. С другой стороны, родов мансей, так же как и самих жителей этой народности, не так уж и много, а Роман нарисовал всех кого вспомнил навскидку. В любом случае, при возможности, надо будет спросить: есть ли (был ли) такой знак Вторая картинка На этом, с охотниками и собаками все более – менее ясно, непонятно только со знаками родовой принадлежности. Верхний значок – это несколько искаженный знак В. Анямова Непонятно с 2 другими. 1. они практически одинаковые (такого по словам Романа не бывает) 2. Их два одинаковых, в этом для охотников нет никакого смысла. 3. знак не похож на предыдущий, а наличие такого большого количества родов на такой малой территории, это уже явный перебор, для столь малонаселенной местности. Со следующей картинкой: Вообще все ясно и прозрачно: Анямовы – 5 охотников с 3 собаками (странно, если только охотник не брал своих детей натаскивать на способы охоты и знакомить с границами угодий) прошли 5 октября 1958 года, т. е. за 4 месяца до Дятловцев. А инициалы, все начинающиеся на «А», лишнее тому подтверждение. И последняя картинка Скорее всего, это изображение зарубок с разных сторон у одного и того же дерева. Иначе зачем ее помещать рядом со всеми этими изображениями знаков на деревьях. Но, при желании, «фантазеры» там и ракету могут углядеть… И инопланетянина… И «Карлика Арктиды»… «С крылышками»…

Ответов - 29, стр: 1 2 All

Коськин Алексей: W пишет: Существует множество разговоров и кривотолков вокруг знаков манси на деревьях, которые Видели Дятловцы в походе см. мой ответ http://tau.ur.ru/forum/forum_posts.asp?TID=1111&PN=1667 Думаю Валера недельки через две сможет рассказать о содержании знаков точно и без домыслов.

W: Коськин Алексей пишет: Думаю Валера недельки через две сможет рассказать о содержании знаков точно и без домыслов. А какие "домыслы" усмотрены в тексте приведенном выше???? Он же все равно будет брать информацию у Романа...

Коськин Алексей: W пишет: А какие "домыслы" усмотрены в тексте приведенном выше???? Он же все равно будет брать информацию у Романа... Перечитай свой текст там достаточно счасто встречается слово "предположение" Я не знаю у кого Валера будет брать информацию, но когда он говорит что надо уточнить некоторые детали, видимо в самом деле надо уточнить, в этом вопросе я ему больше верю, ты уж не обижайся

W: Коськин Алексей пишет: Перечитай свой текст там достаточно счасто встречается слово "предположение" И что из этого следует??? При той неточности перерисовки знаков, которая есть в дневнике, мне надо давать категоричные заключения??? Коськин Алексей пишет: Я не знаю у кого Валера будет брать информацию, но когда он говорит что надо уточнить некоторые детали, видимо в самом деле надо уточнить, в этом вопросе я ему больше верю, ты уж не обижайся Давай, давай, потом посмотрим... Тем более, что у него исходного материала "ненамного больше". тут еще придется пару - тройку иттераций пройти. Увидишь...

W: Коськин Алексей пишет: Я не знаю у кого Валера будет брать информацию, но когда он говорит что надо уточнить некоторые детали, видимо в самом деле надо уточнить, Леша, ну чего там нового по результатам уточнения у Валеры Анямова???

Буянов: В четверг в чем-то "случайно", а в чем-то нет, попал на лекцию Слепухина Алексея Викторовича, - исследователя из Екатеринбурга. Он исследует культуру манси и древние дольмены на севере Свердловской области. Одна лекция была по дольменам ( я услышал только концовку), одна по манси. По его словам - это "лесной народ", весьма своеобразный , и с обычаями весьма оригинальными. На севере СО их осталось 190 человек, причем "чистокровных" манси - 57. В других частях Ханты-мансийского округа их сохранилось больше, но все же осталось очень немного. У народа серьезно меняется режим питания и режим жизни, отчего они страдают, им приходится приспосабливаться мяса и рыбы в рационе стало меньше, - оленей уже не разводят, меньше стало рыбы в реках...). Маленькие избушки-лабазы (обычно с опорой на "1-4 крупных пня или на врытых бревнах) они создают для разных целей, в том числе и для культовых (признак культового лабаза - челюсть медведя на задней стенке - в таких лабазах хранят идолов). У лабаза при входе встречаются разные предметы - обычно тряпочки с завернутыми в них вещщами, которые человек оставляет, как признак своего пребывания (монетка, кусок шерсти... - то, что человек может снять с себя и оставить).... Среди манси есть шаманы (но они это не афишируют среди чужих). На мой вопрос имеет ли какой-то смысл цифра "9" (рассказана легенда о том, как шаман предложил соседу "подсунуть кол из ободранной лиственницы под "9-е ребро-бревно дома" обидчика... после чего "обидчик" соседа умер...), Алексей сказал, что цифры 4 и 7 - для манси имеют "позитивный смысл", а вот цифра 9 - негативный. Это связано с легендами о "9 манси, утонувших в "потоп", "9-ти погибших красноармейцах", а теперь и о "9-ти погибших туристах".... Вот так вот с цифрой "9"... Есть обычаи и довольно странные с нашей точки зрения. Например, тонущих они не спасают (считают: бог реки дал человека - бог реки и взял)... Вот так погиб один 14-летний мальчик...). Древних дольменов там много. Они нашли и описали более 250, - и это далеко не все... Сейчас пытаются определить закономерность их появления...

vysota1096: И что он там говорил?

фиолетта: W пишет: Вторая картинка Оратите внимание на мансийский знак, похожий на сочетание двух русских букв: "ТР". Этот же самый знак присутствует на самодельной схеме, которой пользовались дятловцы. Причём стоит он как раз на месте трагедии.

vysota1096: И где он тут?

фиолетта: vysota1096 пишет: И где он тут? В квадрате 42. Для скорописи этот символ изобразили так же, как и я, двумя буквами: "ТР".

Мария: и что же он означает . этот знак? род Анямовых или какой другой род? кто там оленей пасет, в тех местах на перевале , чьт это охотничьи угодья?

Tur-watt: Никак не пойму зачем они на деревьях то зарубки делали. Ну прошли три охотника и четыре собаки. И что? Очень великое событие Зачем полдня терять и об этом "запись" делать? ЗЫ. Или он территории так "метили"? Чтобы другие знали что место охоты занято?

Grissom: Tur-watt пишет: Очень великое событие На самом деле - да, для манси это историческое событие, и сама охота обставляется многими ритуалами.

Tur-watt: Grissom пишет: На самом деле - да, для манси это историческое событие, и сама охота обставляется многими ритуалами. Ага, только есть хочится кажный день И на охоту они соответственно не раз в год ходили, а гораздо чаще. И если каждый выход сопровождался надписью - там за сотни лет все б деревья исписаны были. Все таки как узнать, несут эти вырубы на стволе практический смысл? Или парни просто прикалывались, старательно вырубая на сосне надпись типа "Здесь был Вася"? Ну время много было пока олени ягель жрали, че не пописать то! ПописАть в смысле

Grissom: Tur-watt пишет: Ага, только есть хочится кажный день На охоту ходили далеко не каждый день, и даже не каждую неделю. Tur-watt пишет: Все таки как узнать, несут эти вырубы на стволе практический смысл? Или парни просто прикалывались Ознакомьтесь: "Сакральное пространство пауля (т.е. родового селения манси) имеет четкие границы в виде мань-кола. За его пределами начинается новая система – охотничьи и рыболовные угодья. На этой территории водятся вредоносные (менквы, кули) и полезные (Мис) для человека существа. В своих угодьях манси могут рассчитывать на помощь пупыгов и Мис махум. Собственные угодья отделяются от чужих специальным знаком. За пределами угодий манси уже не могли рассчитывать на помощь духа-покровителя. Знак, оставленный на дереве, таким образом, ограничивает сакральное пространство охотничьих и рыболовных угодий".

Tur-watt: Grissom пишет: Знак, оставленный на дереве, таким образом, ограничивает сакральное пространство охотничьих и рыболовных угодий". Понятно, говоря по простому, територию метили, чтоб другие на нее не совались.

Grissom: фиолетта пишет: мансийский знак, похожий на сочетание двух русских букв: "ТР" Мария пишет: и что же он означает . этот знак? род Анямовых или какой другой род? кто там оленей пасет, в тех местах на перевале , чьт это охотничьи угодья? Интересное наблюдение, если уже было озвучено, то прошу извинить. "Неподалеку от поселка Ушма, в 10 км вверх по течению священной для манси реки Лозьва, в середине 60-х годов Николай Анямов основал поселение Тресколье – манси их называют «юрта». Но живет коренное население не в чумах, которые мы видели на старых рисунках и фотографиях, а в небольших домах из леса-кругляка... На карте на севере Свердловской области неподалеку от границы с Ханты-Мансийским автономным округом есть отметка – «Юрта Анямова». Анямовы – одна из самых уважаемых мансийских фамилий, она переводится как «веселый», «нарядный». А вот «Тресколье» на карте не обозначено. С мансийского оно переводится как «поселение, где есть каменный дом», но мои попытки обнаружить каменный дом не увенчались успехом... Каменным домом оказалась пещера на берегу Лозьвы, напоминающая голову кашалота. Эту каменную нишу неподалеку от поселка манси называют Китовая пасть. В ее прохладе среди нарастающих сталактитов манси хранят мясо после удачной охоты на лося." http://www.urbibl.ru/Stat/Goroda_sela/lesnie_novoseli.htm ТР на карте - не Тресколье ли, с пещерой на берегу Лозьвы, священной реки манси?

Tur-watt: С какого перепуга Лозьва стала священной рекой у мансей???

Grissom: А вы говорили с мансями? По теме святости? Может, не вся Лозьва, но священные места (или омуты) на реке были, зуб даю

Tur-watt: Grissom пишет: А вы говорили с мансями? По теме святости? При чем тут манси???? Про то што "Лозьва - священная мансийская река" явно журналисты придумали. У них и Отортен - священная гора и Холат-Чахл тоже. Это все интересно для читатилей сми, токо манси не в курсе к сожалению!



полная версия страницы