Форум » Карты, схемы, хронология » Карты » Ответить

Карты

vysota1096: Обсуждение в ЖЖ: http://community.livejournal.com/pereval1959/15474.html#cutid1 Условные обозначения: http://www.outdoors.ru/map/index.php 2-километровка 60-х годов (Отортен и Холатчахль): [more] 2-километровка 60-х годов (Чистоп): [/more]

Ответов - 71, стр: 1 2 3 4 All

vysota1096: Километровка 80-х годов (Отортен и Холатчахль, Р-40-083-084): Часть 500-метровки 80-х годов (Отортен и ХЧ): Километровка 80-х годов (Чистоп, Р-40-095-096):

vysota1096: 41-й квартал (километровка 80-х годов): И одна карта-схема Северного Урала начала прошлого века:

W: vysota1096 пишет: И одна карта-схема Северного Урала начала прошлого века: Это не "начало прошлого века", а карта Гоффмана по результатам экспедиции 1841 года. Начало прошлого, это 1900...1909-й, а 1841-й это середина позапрошлого, если мне склероз не изнменяет.... И если уж мы этого момента коснулись, то прошу заметить, что на этой карте (а только она модет быть первоисточником для всяческих древних легенд и сказаний), гора Холатчахль (или как тогда она называлась Мань Хола-Чахль), расположена совсем не там где сейчас. Именно это место, которое сейчас поименовано Холатчахлем, на карте Гоффмана называется Ауспи-ТуипЪ. Идентификация производится по высоте объекта (у Гоффмана она в футах).То что им именуется Маленькой горой мерт(-вой), (-вецкой) , (-веца/цов) и т.д., располагается примерно в 15 км восточнее в боковом хребте, параллельном, главному Уральскому хребту. Так что, все древние мансийские легенды надо относить именно к этому месту. В последствии, нагвание "переехало" на запад и потеряло навание Мань (маленький). Что и имеем на сегодняшний день. На картах которые были у Дятловцев ("рукописные" копии "миллионки" и лесоустроительная выкопировка) этого названия не было написано. Ой, боюсь, что все эти раскрутки названий, начались исключительно после этого случая. Вот и верь, после этого в мистику народных преданий....

W: Я уже выкладывал лесоустроительную копию карты, которую Дятловцы имели с собой в походе в другим разделе. Видимо это методически неправильно. Говорят ей здесь самое место, поэтому восполняю этот пробел. Карта (копия ее) получена от Ю. Е. Юдина.

vysota1096: W пишет: Это не "начало прошлого века", а карта Гоффмана по результатам экспедиции 1841 года. Во всяком случае - книжка начала прошлого века. W пишет: Вот и верь, после этого в мистику народных преданий.... Да, с ней много непоняток. W пишет: поэтому восполняю этот пробел. Ага, спасибо огромное!

Коськин Алексей: так все таки ВТОРОЙ Северный или ТРЕТИЙ???? везде в деле второй, на карте третий. Дык по памяти и на наших картах по которым мы ходили в 80-е он назывался Третий Северный. Не понимаю.

vysota1096: Насколько я помню карты - Второй.

Коськин Алексей: vysota1096 пишет: Насколько я помню карты - Второй. Я тоже но вы карту то посмотрите Юдина!!! Там четко написано: 3-Северный

vysota1096: Автор пояснений W. Дороги которые были тогда: зеленая сплошная - летняя дорога, хвост ее на восток, это путь к пос. Суеватпауль. Там до него еще км 50. Или больше... зеленая пунктирная - тропы для оленьих упряжек (постоянные), желтая сплошная - путь Дятловцев от 41-го участка до 2 Северного, желтая пунктирная - путь Дятловцев от 2 Северного до перевала. рыжее пятно - современный пос Ушма. Тогда даже лагеря там не было (по последним уточнениям). Сейчас по зеленой дороге проехать невозможно, если не считать куска от траверза Ушмы на север 8км (т. е. до пос Тресколье). По этому куску сейчас ездят, гораздо чаще ходят манси от У. до Тр. И обратно. остальное заросло настолько, что пройдет только ГТТ или ГТС. Дорога, которая есть сейчас: красная сплошная - дорога по которой мы приехали на брод Ауспии. (появилась после 1970 года),

vysota1096: Коськин Алексей пишет: Там четко написано: 3-Северный Описка?

Wolker: Ээххх. Перышко к перышку, пушинка к пушинке... листик к листику Лист 79 И карта 2000 1952 года

Albert: Не готов дать точных справок, но информацию дать могу. В середине 19 века немецкий геолог-географ Гофман занимался исследованиями Северного Урала. Есть его книги, в том числе на русском языке. Когда-то я пытался их найти, вроде бы даже они продавались в CD варианте в Е-бурге, но как-то не сложилось. Собственно интересен только один факт, отмеченный в книге Гофмана: в конце 18-го века в том же районе погибли 9 человек НЕ МАНСИ. С тех пор, якобы гора и получила название "Горы Мертвецов". Однако есть нюанс. В разделе "карты" есть карта Гофмана 1841 года с комментариями уважаемого W. Из карты следует, что нынешняя гора ХЧ носила в то время наименование Ауспи-Тумп, т.е. Ауспийский камень, камень из под которого вытекает река Ауспия. А название "Мань Хола Чахль" (малая ХЧ) принадлежало другой вершине, расположенной чуть восточее. W в своем комментарии как мне кажется поторопился с выводами и отнес это название к гряде на востоке на расстоянии 15 км. Я попробовал накладывать карты Гофмана и карты 50-х годов 20 века. У меня получилось, что Мань-Хола-Чахль - это мелкая вершина на противоположном конце перевала Дятлова (905,4). Т.е. 1096,7 Ауспи-Тумп = как бы большая ХЧ 905,4 Мань Хола Чахль = малая ХЧ между ними протянулся Перевал Дятлова. Но ведь группа Дятлова погибла именно между этим вершинами и даже ближе к малой !

yeburger: Уважаемый Albert! У меня есть полный доступ к книгам Гофмана. Пожалуйста, укажите точное название той книги - этим вы серьезно поможете дятловедению!

Albert: Это замечательно, будет отлично, если что-нибудь найдете. Спасибо заранее за беспокойство. Я могу только предполагать относительно названия книги. Самый известный труд - "Пай-Хой, или Северный Урал", у нас выходил вроде бы в двух томах, могу ошибиться. Если не оно, то еще были исследования и карты в "Горном Журнале" за 1865-1868. Остальные книги с уклоном в геологию, но мало ли, могла и в них проскочить информация. Кстати, Вы не можете посмотреть, та карта, что приведена в разделе карты данного сайта, из какой книги? Она может оказаться той самой, что нужна. - - - - Если ниточка не оборвется и Вам удастся найти упоминание о том событии конца 18 века, то следующим шагом должен быть поиск дела в полицейских архивах. Интересны же параллели двух дел, в смысле обстоятельств...

yeburger: Да, "Пай-Хой или Северный Урал", а точнее замечательная книга "Северный Урал и Береговой хребет Пай-Хой". Просмотрел пока том II. Один раз упоминается "Холе-Чахль и истоки Лосвы", но без комментариев. Из всей экспедиции Гофмана (точнее трех экспедиций в 1847-1850) через "Холе-Чахль" проходил только майор Стражевский, но в его отчетах в томе II ничего нет об этой части путешествия. А сам Гофман не был в тот раз на территории нынешней Свердловской области вообще (его маршрут проходил из нынешней Пермской области сразу в нынешний ХМАО, севернее Отортена) Мне сказали, что том I состоит из одних таблиц, но вдруг там есть другие отчеты Стражевского? Просмотрю и его, и журналы (материалы, опубликованные в них, тоже пошли в книгу ведь - только в другую). А где находится раздел "карты"? Пока можно с уверенностью говорить только о том, что в XIX веке высота транскрибировалась в русской речи как "Холе-Чахль", а не "Холат-Чахль" (впрочем, почти все привычные топонимы Урала тогда звучали по другому)

vysota1096: yeburger пишет: Пока можно с уверенностью говорить только о том, что в XIX веке высота транскрибировалась в русской речи как "Холе-Чахль", а не "Холат-Чахль" (впрочем, почти все привычные топонимы Урала тогда звучали по другому) А Ауспи-Тумп там где-нибудь упоминается? Albert пишет: Кстати, Вы не можете посмотреть, та карта, что приведена в разделе карты данного сайта, из какой книги? Емнип, вообще не гофмановской. Это книга начала 20-го века.

Albert: В комментариях W указал, что карта из книги Гофмана. Мне добавить нечего, т.к. не видел.

vysota1096: Albert пишет: В комментариях W указал, что карта из книги Гофмана. Я попробую найти книгу у себя на компе. Ибо эту карту я выложила в онлайн, изначально в ЖЖ, и насколько я помню, это не гофманская книга: http://pereval1959.forum24.ru/?1-12-40-00000001-000-0-0#002

yeburger: По ссылке W утверждает, что карта Гофмановская, но относится к "экспедиции 1841 г." Гофман в 1837 г. перешёл профессором в Университет святого Владимира в Киеве, где оставался на службе пять лет и только в 1843 году он совершал выезд в Восточную Сибирь (?) так что такой экспедиции скорее всего не было (хотя утверждать наверняка все же не могу, потому что больно шустрый немец был) Довольно странное утверждение, что только эта карта может служить источником легенд. Начнем с того, что Гофман далеко не первый картограф Северного Урала. Он постоянно ссылается на графа Кейзерлинга и на Стражевского. Вот этот Стражевский и есть первоисточник информации о горных топонимах (в частности, во втором томе он расшифровывает некоторые мансийские названия, правда относящиеся к другим местам). Так что "ищите Стражевского". Что до выложенной здесь карты, то с ее атрибуцией надо обязательно разобраться. Надо понимать, что у Гофмана в основном зарисовки, а не топокарты. Обязательно найдите книгу, откуда она взята.

vysota1096: yeburger пишет: Обязательно найдите книгу, откуда она взята. Думаю, отсюда: «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Том 5. Урал и Приуралье.» Автор: коллектив авторов (под ред. В.П. Семенова) Издательство: Издание А.Ф. Девриена Год: 1914 Страниц: 685 Старый комп от жары тормозит, так что приходится скачивать ее заново. Как скачаю, смогу точно сказать. Апд. Да, именно отсюда, вклейка между 16 и 17 страницами. Автор статьи - Кирилин. Карта подписана (что имхо ничего не говорит об ее авторе) картогр. зав. Ю.Ю. Гашъ, 4-я рота 19



полная версия страницы