Форум » ФТЭ и ОШ » О ракетных испытаниях (как это делалось в СССР) » Ответить

О ракетных испытаниях (как это делалось в СССР)

Pepper: Хоть и с запозданием, но приступаю к выполнению обещания – поговорить, а для начала рассказать в общих чертах то, что знаю об организации проведении ракетных испытаний в СССР в интересующий нас период (1959 год). Хоть эта сторона дискуссии на данный момент и приутихла, но опыт подсказывает, что через пару месяцев добавится новых участников, старый разговор забудется, и тема по Чистопский полигон или "заблудившиеся ракеты" пойдет по новому кругу… Так что написанное, надеюсь, не пропадет даром. Для экономии места, я пока не буду давать пространных цитат или ссылок на первоисточники (тем более, что не все описанное я черпал из них – просто это моя основная институтская и первая военная специальность). Если возникнут вопросы – постараюсь ответить. [more]Итак, нас интересуют ракеты, имеющие дальность полета хотя бы от 50 км и более, и достаточные размеры и вес (либо запас несгоревшего топлива) , чтобы при падении на склоне возле палатки (или на саму палатку) причинить серьезные последствия. Соответственно, это будут ракеты от оперативно-тактических (включая созданные на их основе метеорологические ракеты) и выше, пределом которых на тот момент были стратегические Р-7 . Как баллистические, так и крылатые. Что собственно является предметом разработки в новой ракете? Для того, чтобы ракета полетела и выполнила свою задачу, необходимо спроектировать, изготовить, «довести» и испытать все основные части ракетного комплекса. Это: двигательная установка, топливная система (баки, насосы, системы хранения и заправки, и пр., если это жидкостная ракета), система разделения ступеней (если она многоступенчатая), система управления (наведение, стабилизация, программа разделения ступеней, автоматика на случай отказов, и пр.), боевая часть, собственно конструкция ракеты (корпус, его прочность и надежность), система старта (включая пусковую установку, шахту, транспортер и пр.). Все это, за редким исключением, проектировалось впервые и с нуля. Кто этим занимался? Обычно за ракету и за проект в целом отвечало головное КБ, при том заводе, который и будет заниматься сборкой первой опытной партии (он же может и дальше выпускать серийные ракеты, либо серийное производство после госиспытаний могли передать вместе с готовой документацией на другой завод). А уже отдельно за двигатели, топливо, систему управления, БЧ и систему старта – отвечали свои НИИ или КБ. Например, если ракета лодочного базирования – то за шахту отвечало КБ в Ленинграде, жидкостные двигатели делало НИИ Теплотехники или ОКБ-456 – оба в Москве и под Москвой (в Химках), за саму ракету - КБ в Златоусте, и т.д. Поэтому на ранних этапах отработка всех этих систем (включая те или иные виды испытаний) происходила порознь, а затем по мере готовности они объединялись для последующих испытаний. Что из перечисленных составных частей во время испытаний могло летать и взрываться, и как происходили такие испытания? Начнем с двигателей. Любой двигатель первоначально отрабатывается на стендах. Чтобы устойчиво работал положенные часы (ресурс), не взрывался при этом и не давал сбоев, и под конец - выдавал требуемую тягу. На этом этапе еще ничего никуда не летает. Сам стенд, в зависимости от размеров двигателя, мог представлять собой многометровый бетонный «стол» на склоне холма, с лотком для отвода пламени и газов, и подводами топлива, окислителя и пр. Например, в Интернете есть фото такого стенда «НПО Энергомаш» в Химках. Для более сложных испытаний могли требоваться и закрытые камеры, с созданием внутри различных климатических условий или вакуума (но это в основном уже позже, с 60-х годов). На каком-то этапе требуется уже соединить работающий двигатель с проектируемой топливной системой, чтобы испытать их вместе. А особенно – в динамике (поскольку при старте, в полете, и при разделении ступеней топливо и окислитель в баках ведут себя непредсказуемо). Естественно, испытывать сразу в полете – слишком затратно, поскольку взлетевшая ракета после любого сбоя разрушится и будет непригодна для следующих испытаний (и даже для анализа результатов вероятного сбоя). Поэтому, по возможности часть таких испытаний проводилась на динамических стендах, где ДУ с топливными баками имела возможность двигаться (например, на рельсовой тележке, или на вертикальном лифте). Находились эти стенды, как правило, на охраняемой территории самих предприятий (НИИ и КБ), где-нибудь в загородной зоне. Могли быть открытые сверху, могли – в километровых тоннелях, по типу метро. Остатки таких стендов сохранились до сих пор, их любят фотографировать современные «сталкеры». И что важно – во время этих испытаний топливо заправлялось в минимальных количествах, только чтобы хватило для создания требуемого импульса, а не на все время активного участка. В случае аварии такая тележка, даже сорвавшись с направляющих, далеко не улетит. В то же самое время другие КБ работают над системами управления или системой старта (пусковой установкой, стартовым столом, шахтой и т.д.). В какой-то момент им тоже нужно проверить, как поведет себя разрабатываемая ракета в момент старта (перегрузки, деформации, качка и пр.). Для этого вместо готовой ракеты (ее и самой-то зачастую еще нет, да и использовать ее опять же никто не позволит) используются ее весогабаритные макеты. В зависимости от ситуации и конкретных возможностей, для имитации старта могут использоваться либо пороховые ускорители вместо «родного» жидкостного двигателя, либо близкий по параметрам двигатель от предшествующей модели ракеты. Часто предусматривают тот или иной способ спасения отработавшего образца (например, спуск на парашюте, или падение в море), для повторного использования макета. На этом этапе испытания называют «бросковыми» (хотя это и не единственный вид «бросковых испытаний»). Для этих испытаний обычной заводской территории уже недостаточно, требуются специальные условия полигона. Хоть и заправляют бросковые макеты тоже ограниченным запасом топлива, чтобы они могли подняться максимум на несколько десятков метров, все равно опасная территория измеряется сотнями метров. Кроме того, на этом этапе уже приходится предусматривать особые меры защиты, чтобы предотвратить возможность визуального наблюдения и регистрации (киносъемки или фотографирования) взлетающей ракеты вероятным противником (даже и с советской территории – шпионов и предателей никто не отменял), а также и факта ее транспортировки и приготовлений к испытаниям, и их результата. Поэтому размеры охраняемой территории, как правило, много больше, чем собственно площадь возможного падения весогабаритного макета. На этом этапе максимальная высота подъема, с которой может быть виден работающий двигатель, не превышает сотен метров, и по горизонтали сам макет улететь может также не дальше. Дальность полета тут еще не требуется, задачи ставятся другие. Например, систему шахтного старта для баллистических ракет морского базирования отрабатывали в Балаклавской бухте, на специально изготовленных плавучих погружных стендах. На этом этапе решались вопросы, связанные именно со спецификой морского старта. А вот когда вопрос старта с воды был принципиально решен, то другую часть бросковых испытаний, где требовалось проверить старт ракеты уже на «родном» двигателе, проводили уже на суше, на полигоне Капустин Яр, с использованием качающегося стенда, имитирующего условия качки на ПЛ. (Для последующих поколений морских ракет, при соответствующих КБ были построены полноразмерные макеты шахт, заполняемых водой, для выполнения комплекса стендовых испытаний и имитации старта ракет с глубины).Но это было уже позже. Наконец, отдельные компоненты ракеты близки к полной готовности, и с этого момента их уже необходимо испытывать все вместе. Сначала – чтобы убедиться, что все спроектировано правильно, и по минимуму подходит друг к другу и способно функционировать как единое целое, а при необходимости – внести изменения в проект. И затем – чтобы проверить способность ракеты выполнять поставленную задачу, то есть – летать на заданную дальность и точность, и отработать летные характеристики и функционирование системы управления. Этот последний этап с технической точки зрения носит название летно-конструкторских испытаний (ЛКИ), а с организационной – завершается государственными испытаниями. (Отмечу попутно, что поскольку для морского старта были выбраны уже отработанные сухопутные ракеты Р-11, то для них повторять весь комплекс ЛКИ не требовалось). Эта работа также разбивается на некоторые этапы (иногда – достаточно условные, которые по мере готовности могут плавно перетекать из одних в другие). К моменту их проведения, на заводе-изготовителе уже должна быть готова опытная партия полностью собранных ракет (обычно – несколько десятков), которые в процессе испытаний будут отстреляны и тем самым - уничтожены. При необходимости, по результатам первых пусков в техническую документацию и конструкцию оставшихся ракет могут быть внесены те или иные изменения и доработки, а кроме того, сами ракеты для того или иного этапа испытаний могут несколько отличаться комплектацией (например, составом регистрирующей аппаратуры, или имитатором БЧ, и пр.). Первые из испытаний опытной партии обычно приближаются к бросковым, то есть проводятся не на полную дальность – в первую очередь интересует поведение ракеты на старте и в начале активного участка. Если их результаты будут положительные, то последующие проводятся уже на полную дальность. Для всех ракет до 1959 года включительно, по которым имеются опубликованные документы или воспоминания участников, место таких испытаний, начиная с бросковых, указано однозначно: Капустин Яр. Что важно здесь понимать: вся эта опытная партия, изготовленная по единым чертежам и подготовленная к испытаниям, представляет собой объект для строжайшей отчетности и статистики. Во-первых, это не частная лавочка, это огромные государственные деньги, фондируемые материалы, и совершенно секретные изделия, за которые нужно отчитываться. И во-вторых, именно по результатам испытаний КАЖДОЙ из изготовленных ракет будет в конечном счете приниматься решение о судьбе всего проекта: принимать данную ракету на вооружение, или нет. Поэтому все испытания и пуски ракет наблюдаются, измеряются и регистрируются всеми доступными способами (интересуют любые нюансы старта, полета, и работы систем ракеты), и документируются для анализа. На конечное решение может повлиять один-единственный пуск (удачный, либо неудачный), поэтому разбрасываться ракетами по принципу «а пульнем-ка тайком да и поглядим, полетит она или не!» - в высшей степени бессмыслица, не говоря уже о том, как потом за эту ракету отчитаться? Например, во время испутаний может сложиться такая ситуация: всего изготовлена партия из 25 ракет, 12 испытаний закончились неудачей (необязательно авария на старте, достаточно просто слишком большого отклонения от «колышка»), и 12 – удачных. И последнее как раз и будет решающим. А вместо этого нам тут предлагали поверить, что эту решающую ракету на заводе уже «пульнули» в белый свет, как в копеечку, тайком от госкомиссии, чтобы просто посмотреть – полетит она, али нет? Допустим, полетела удачно. Ее бы приплюсовать к успешным пускам – но нельзя, ведь она нигде не учтена, в официальным отчетах об испытаниях не фигурирует. Выходит, сами себя высекли? На этом пока сделаю паузу, и готов принимать вопросы и пожелания – о чем написать более подробно.[/more]

Ответов - 213, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

vysota1096: Andriy пишет: Неужели так трудно убрать? Трудно, конечно. Снежный покров всю зиму складывался, а тут его раз - и перекорежило. А вы говорите - нетрудно. ))) Andriy пишет: Если вообще ПТС А где? Andriy пишет: Для метеоракет нужен серьезный полигон? Ув. ZSM-5 пишет о полигоне. ))) И сколько там топлива-то у метеоракет?

Andriy: vysota1096 пишет: И сколько там топлива-то у метеоракет? Если на 150 км поднимаются, то пролететь 30 (или менее) км от "условного" старта у Чистопа не вопрос.

ZSM-5: vysota1096 пишет: А полигон-то где? Понятное дело, где - на просторах нашей необьятной Родины! Если серьезно - у меня нет ответа на такие вопросы. Меня больше интересует такой аспект: возможно ли получить хоть какое-то эксперименальное доказательство (или опровержение) воздействию на Дятловцев какой-нибудь бяки, в небольших концентрациях. Ну, я писал выше, например, про оксиды азота.

vysota1096: ZSM-5 пишет: возможно ли получить хоть какое-то эксперименальное доказательство (или опровержение) воздействию на Дятловцев какой-нибудь бяки, в небольших концентрациях. Так, наверное, сначала надо установить хоть примерно - какой (что искать) и как эта бяка могла туда попасть.

Pepper: Про полигоны в районе - вроде была отдельная тема. По метеоракетам. 1. Даже если дальность полета позволила бы долететь (допустим, ракета из-за неисправности отклонилась от вертикального направления), то время работы самого двигателя у такой ракеты мизерное (в сравнении с временем всего полета). Оно прекратило бы гореть задолго до точки падения. 2. Вообще-то площадки для пусков тех ракет, что имели 100-километровую дальность (гражданские переделки боевых ракет), все известны (это тоже уже перечислялось). Это, во-первых, собственно те же самые испытательные ракетные полигоны (Кап. Яр, Плисецк и др.), где они первоначально и испытывались, плюс еще пара площадок (Новая Земля, и еще где-то). Ведь эти ракеты после окончания полета падали обратно в тот же район (и хоть штатно приземлялись на парашютах, но техника безопасности предусматривала и аварийные падения). Плюс - там стояла необходимая регистрирующая аппаратура.

ZSM-5: vysota1096 пишет: Так, наверное, сначала надо установить хоть примерно - какой (что искать) Дык, окислы азота - отличный кандидат на "бяку"

Andriy: Pepper пишет: Оно прекратило бы гореть задолго до точки падения. Зависит от того, насколько сильно программа работы двигателя отклонилась от штатной. Тут можно предполагать все что угодно, учитывая небольшое расстояние района падения от района предполагаемого старта у Чистопа. Pepper пишет: Ведь эти ракеты после окончания полета падали обратно в тот же район (и хоть штатно приземлялись на парашютах, но техника безопасности предусматривала и аварийные падения). Плюс - там стояла необходимая регистрирующая аппаратура. Т.е. найти ее в течение нескольких дней не было проблемой.

vysota1096: ZSM-5 пишет: Дык, окислы азота - отличный кандидат на "бяку" Как окислы азота попали на перевал? Откуда? Andriy пишет: от района предполагаемого старта у Чистопа Что именно было у Чистопа?

Andriy: vysota1096 пишет: Что именно было у Чистопа? Точка пуска(ов) метеоракет. Пока не будет дано внятной гипотезы, что наблюдали Шумков и Владимиров "от Чистопа к Отортену", буду отталкиваться от радиограммы про метеоракету нового типа. Или пока не появится хоть кто-то из группы Блинова с утверждением, что ничего в ночь гибели там не летало.

Pepper: Andriy пишет: Зависит от того, насколько сильно программа работы двигателя отклонилась от штатной. Виноват, надо было уточнить: я здесь имел в виду ракеты на твердом топливе. Для ракет на жидком топливе справедлив п. 2: пуски с Кап.Яра и Новой Земли.

ZSM-5: vysota1096 пишет: Как окислы азота попали на перевал? Откуда? Из ракеты, которая отклонилась от курса, и пролетела довольно близко к перевалу. Если сделать простую прикидку: 10 ppm (по объему) - это ПДК по NО2 (о частностях спорить не буду, мне сейчас просто интересно оценить порядок величины). Чтобы создать такую концентрацию в кубике размером 100х100х100 метров, надо всего-то 28 кг азотной кислоты (считая на 100%, и предполагая 100%-е превращение азотной кислоты в NО2)

vysota1096: Andriy пишет: Точка пуска(ов) метеоракет. Пока не будет дано внятной гипотезы, что наблюдали Шумков и Владимиров "от Чистопа к Отортену", буду отталкиваться от радиограммы про метеоракету нового типа. Так в радиограмме речь шла об Ивделе, а не Чистопе. Где там у Чистопа метеоракеты пускать? Откуда? ZSM-5 пишет: Из ракеты, которая отклонилась от курса, и пролетела довольно близко к перевалу. Зависит от того, откуда она летела. Ибо в болванке нет окислов азота.

Andriy: vysota1096 пишет: Так в радиограмме речь шла об Ивделе, а не Чистопе. Где там у Чистопа метеоракеты пускать? Откуда? Но "блиновцы"-то были не в Ивделе. А пускать - там так тесно, что и кирпичу упасть ракету пустить неоткуда? Хотя это вопрос к Кунцевичу, ему про "чистопский полигон" тема ближе vysota1096 пишет: Зависит от того, откуда она летела. Ибо в болванке нет окислов азота. Вот эта тема мне нравится больше - ступенька от Р-12 с КапЯра. Куда там в начале 1959 забрасывали "грузомакеты" и куда они летали мы можем только гадать.

ZSM-5: Уважаемый Владимир Алексеевич любезно поделился со мной собранной им информациех по ракетам, и ракетным испытаниям. Хотелось бы обратить внимание на "Бурю" - я не так давно смотрел фильм про Чернякова, и с тех пор этим заинтересовался, а не далее как прошлым летом любовался в Монино красавцем Т-4 - еще одним уникальным творением Чернякова. Приведу несколько цитат из того, что собрал Владимир Алексеевич: Изделие «350» «Буря» Стратегическая крылатая ракета Ввиду занятости ОКБ-1 НИИ-88 работами по созданию и развитию боевых ракет Р-5 и Р-7 после выхода Постановления Совета Министров СССР от 20 мая 1954 года тематику по крылатым ракетам дальнего действия передали в Министерство авиационной промышленности. К работам были привлечены ОКБ-301 главного конструктора С.А.Лавочкина и ОКБ-23 главного конструктора В.М. Мясищева. Постановлением СМ СССР от 20 мая 1954 года N957-409 задавалась разработка двух типов межконтинентальных самолетов-снарядов для поражения целей на территории США. Поисковая работа конструкторских коллективов получила наименование «КРМД» - крылатая ракета межконтинентальной дальности. ... Главным конструктором крылатой ракеты «Буря» у Лавочкина был назначен Наум Семенович Черняков (позднее был главным конструктором Т-4 ОКБ П.О.Сухого). ... В конструкции «Бури» широко использовался титан, а также другие термостойкие материалы, применявшиеся для герметизации, различных покрытий, изоляции, остекления и т.д. ... Стартовала «Буря» вертикально с лафета, затем, в соответствии с заданной программой, проходила разгонный участок траектории, на котором сначала управлялась газовыми рулями, затем они сбрасывались и управление переключалось на воздушные рули. После разгона, когда скорость полета достигала нужного значения, СПВРД выходил на режим полной тяги, и на высоте 17500 метров производилась расцепка ускорителей с маршевой ступенью. После этого полет корректировался с помощью системы автоматического астронавигационного управления типа «Земля». Система была рассчитана на дальность 8000 километров. «Буря» летела с постоянной скоростью, соответствующей М=3,1-3,2. При подходе к цели ракета должна была совершить противозенитный маневр, подняться на высоту 25 километров и оттуда резко спикировать на цель, и на этом режиме происходило сбрасывание головного конуса с боезарядом. По результатам самолетных испытаний вероятное отклонение от цели не должно было превышать 10 километров. Собственно, у меня есть пара вопросов, на которые, надеюсь, "профи" смогут ответить: 1) если ракета делает такой сложный маневр в самом конце траектории, означает ли это, что у нее к тому времени еще есть запасы горючего и окислителя? 2) производит ли крылатая ракета сильный шум при полете? (особенно, если бы она летела в нижних слоях атмосферы... вообще, как я понимаю, титан и нужен для того, чтобы такая ракета могла летать в нижних слоях атмосферы) 3) газовые рули - это сжатый газ, или газ, образующийся при каталитическом разложении определенных соединений (напр., гидразин входит в их число).

Pepper: ZSM-5 пишет: Собственно, у меня есть пара вопросов, на которые, надеюсь, "профи" смогут ответить: 1) если ракета делает такой сложный маневр в самом конце траектории, означает ли это, что у нее к тому времени еще есть запасы горючего и окислителя? 2) производит ли крылатая ракета сильный шум при полете? (особенно, если бы она летела в нижних слоях атмосферы... вообще, как я понимаю, титан и нужен для того, чтобы такая ракета могла летать в нижних слоях атмосферы) 3) газовые рули - это сжатый газ, или газ, образующийся при каталитическом разложении определенных соединений (напр., гидразин входит в их число). Легко! 1) После отделения стартовой ступени, ракета летит со сверхзвуковой скоростью за счет работы маршевого двигателя, как обычный сверхзвуковой самолет. На Буре стоял СПВРД (сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель). Ему не требовался окислитель, в качестве которого использовался атмосферный воздух, как и на всяком другом авиационном двигателе. На фото хорошо виден кольцевой воздухозаборник, как на Миг-21. Топливо двигателю нужно до самого конца полета. 2) Шумит, как любой сверхзвуковой самолет. До пересечения с наблюдателем конуса уплотнения двигатель не слышен, при прохождении конуса через уши наблюдателя слышен "пушечный выстрел", а позади конуса - рев реактивного двигателя. 3) Газовые рули - это только на стартовых ускорителях, которые отбрасываются. Это специальные поверхности из жаропрочного материала, которые вводятся в струю газов на выходе сопла, и отклоняют их в строны, изменяя вектор тяги. Такие же были на многих ракетах первых поколений, пока не научились делать поворотные сопла. А уже после сбрасывания ускорителей - ракета летела и управлялась как обычный самолет, килем и воздушными рулями.

ZSM-5: Pepper, большое спасибо! Pepper пишет: Топливо двигателю нужно до самого конца полета. Это хорошо! Т.е. при возможном пролете над перевалом топливо однозначно было Pepper пишет: Шумит, как любой сверхзвуковой самолет И это тоже хорошо - такого шума можно испугаться, и побежать из палатки P.S. В небольших непонятках... В ТТХ указан окислитель - азотная кислота... Но наверно это можно объяснить - при разгоне требуется такое дикое количество топлива и окислителя, что никакого воздуха не хватит. А после разгона уже наверно хватает - 20 км высоты - это обычная высота для самолетов... Конструкция ОКБ-301 С.А.Лавочкина Обозначение «350» «Буря» Тип крылатая ракета класса «поверхность-поверхность» Первый старт 1 сентября 1957 Ускорители Маршевая ступень Геометрические и массовые характеристики Длина ракеты, м 19,88 Длина ступени, м 18,9 18 Диаметр корпуса, м 1,45 (1,6) 2,20 Расстояние между блоками, м 5,2 Высота ракеты, м 6,642 Размах крыла, м 7,746 2 60 Взлетная масса, кг 97215 (130000) Масса ступени, кг 2х 27000 40860 (33000) Вес пустого, кг 2х 4000 13000 Масса боеголовки, кг 2190 (2350) Силовая установка Число двигателей 2 х 4 1 Двигатель ЖРД С2.1150 (С2.1100) ПВРД РД-012У Тяга двигателя, кгс 2х 68400 (68610) 1х 7650 Компоненты топлива окислитель азотная кислота горючее амины керосин Летные данные Скорость полета, (М=) максимальная 3,3 маршевая 3,1-3,2 Высота полета, км 18-24,5 Дальность полета, км достигнутая 6500 расчетная 8500 Точность стрельбы (КВО), км 10

Pepper: ZSM-5 пишет: P.S. В небольших непонятках... В ТТХ указан окислитель - азотная кислота... Это для двигателей ускорителей (четырехкамерный ЖРД). А у маршевого ПВРД - керосин Т-5.

ZSM-5: Pepper пишет: Это для двигателей ускорителей (четырехкамерный ЖРД). А у маршевого ПВРД - керосин Т-5. Ага, спасибо, я уже сообразил, в чем тут дело. Несмотря на то, что я 6 лет прожил в буквальном смысле под забором НПО "Энергия" в подмосковном Королеве, ракетная тематика для меня достаточно новая, и я могу сильно тупить Но, ИМХО, "Буря" - хороший кандидат в рамках "ракетной" версии. При взлете - "огненный шар" из-за работы ускорителей, и этот ОШ наблюдают и фотографируют Дятловцы. Затем ОШ исчезает, но через пару минут слышен оглушительный грохот... Осталось только доказать, что был пуск 1-го февраля (или рано утром 2-го). В официозе этого, естественно, нет. Но остальные пуски - в очень даже подходящий период времени. Кстати, приписать к дате второго неудачного пуска нолик ведь не сложно? 1958 December 28 - . Launch Site: Kapustin Yar. Launch Complex: Kapustin Yar VLAD. Launch Vehicle: Burya. LV Configuration: Burya 2-04. FAILURE: Vehicle broke up due to an explosion in the empty propellant tank.. • Burya flight 9 - . Nation: USSR. Apogee: 15 km (9 mi). Cruise stage tanks 1 and 4 empty. The flight continued to T+309 seconds, the longest to date, at which point the vehicle broke up due to an explosion in the empty propellant tank. The boosters operated normally but separation took place normally at Mach 3.3-3.4 (higher than expected). ________________________________________ 1959 February 20 - . Launch Site: Kapustin Yar. Launch Complex: Kapustin Yar VLAD. Launch Pad: Burya. Launch Vehicle: Burya. LV Configuration: Burya s/n 2-05. • Burya launch attempt - . Nation: USSR. Program: Navaho. Summary: Erroneous operation of the AVD abort system in one of the boosters prevented launch.. ________________________________________ 1959 March 29 - . Launch Site: Kapustin Yar. Launch Complex: Kapustin Yar VLAD. Launch Vehicle: Burya. LV Configuration: Burya 3-04. • Burya flight 10 - . Nation: USSR. Apogee: 15 km (9 mi). Cruise stage tanks 1 and 4 empty. The flight continued to T+25 minutes 20 seconds over a distance of 1,315 km. Booster stage operation and separation were normal, no vibrations were detected. The cruise stage ignited but the Air Sensor System (SVD) operated abnormally. As a result there was a reduction of velocity from that planned. ________________________________________ 1959 April 19 - . Launch Site: Kapustin Yar. Launch Complex: Kapustin Yar VLAD. Launch Vehicle: Burya. LV Configuration: Burya 2-05. • Burya flight 11 - . Nation: USSR. Apogee: 17 km (10 mi). Summary: Launched after prior 20 Februry flight attempt. The suspect booster was replaced. Successful flight lasting T+33.5 minutes, achieving a range of 1,766 km and a speed of Mach 3.15 at 17.0 km altitude.. ________________________________________ 1959 October 2 - . Launch Site: Kapustin Yar. Launch Complex: Kapustin Yar VLAD. Launch Vehicle: Burya. LV Configuration: Burya 2/4. • Burya flight 12 - . Nation: USSR. Apogee: 17 km (10 mi). First flight with propellant in tank 4 of the cruise stage. Boosters featured an improved main engines without OT-155 valve (S2.1150 replacing S2.1100). The cruise stage used the improved RD-012U ramjet in place of the previous RD-012. The first stage operated faultlessly and separation was normal without vibrations. Ignition of the cruise stage occurred at Mach 2.87 at 16.8 km altitude. The SVD Air Sensor System worked abnormally, so the decision was made to disconnect the SVD sensors and fly the mission using only the astronavigation system and hold inertial velocity to Mach 3.15-3.2. The flight continued to T+10 minutes 17 seconds and the planned flight program was completed. Все цитаты - из материалов, любезно предоставленных В.А.Борзенковым.

vysota1096: ZSM-5 пишет: Но, ИМХО, "Буря" - хороший кандидат в рамках "ракетной" версии. При взлете - "огненный шар" из-за работы ускорителей, и этот ОШ наблюдают и фотографируют Дятловцы. Затем ОШ исчезает, но через пару минут слышен оглушительный грохот... И это все транслируется с Капъяра на перевал?

ZSM-5: vysota1096 пишет: И это все транслируется с Капъяра на перевал? А чем КапЯр хуже Байконура? Расстояние примерно одинаковое... Пуски с Байконура видны на Сев.Урале в виде ОШ - Е.В.Буянов нам это очень убедительно доказал. Почему пуск с КапЯра не может быть виден в виде ОШ? А поскольку крылатая ракета летит очень низко, то шум от нее очень хорошо слышен непосредственно под тем местом, над которым она пролетает - сверхзвуковые самолеты, думаю, все слышали, и не раз.



полная версия страницы