Форум » ФТЭ и ОШ » О ракетных испытаниях (как это делалось в СССР) » Ответить

О ракетных испытаниях (как это делалось в СССР)

Pepper: Хоть и с запозданием, но приступаю к выполнению обещания – поговорить, а для начала рассказать в общих чертах то, что знаю об организации проведении ракетных испытаний в СССР в интересующий нас период (1959 год). Хоть эта сторона дискуссии на данный момент и приутихла, но опыт подсказывает, что через пару месяцев добавится новых участников, старый разговор забудется, и тема по Чистопский полигон или "заблудившиеся ракеты" пойдет по новому кругу… Так что написанное, надеюсь, не пропадет даром. Для экономии места, я пока не буду давать пространных цитат или ссылок на первоисточники (тем более, что не все описанное я черпал из них – просто это моя основная институтская и первая военная специальность). Если возникнут вопросы – постараюсь ответить. [more]Итак, нас интересуют ракеты, имеющие дальность полета хотя бы от 50 км и более, и достаточные размеры и вес (либо запас несгоревшего топлива) , чтобы при падении на склоне возле палатки (или на саму палатку) причинить серьезные последствия. Соответственно, это будут ракеты от оперативно-тактических (включая созданные на их основе метеорологические ракеты) и выше, пределом которых на тот момент были стратегические Р-7 . Как баллистические, так и крылатые. Что собственно является предметом разработки в новой ракете? Для того, чтобы ракета полетела и выполнила свою задачу, необходимо спроектировать, изготовить, «довести» и испытать все основные части ракетного комплекса. Это: двигательная установка, топливная система (баки, насосы, системы хранения и заправки, и пр., если это жидкостная ракета), система разделения ступеней (если она многоступенчатая), система управления (наведение, стабилизация, программа разделения ступеней, автоматика на случай отказов, и пр.), боевая часть, собственно конструкция ракеты (корпус, его прочность и надежность), система старта (включая пусковую установку, шахту, транспортер и пр.). Все это, за редким исключением, проектировалось впервые и с нуля. Кто этим занимался? Обычно за ракету и за проект в целом отвечало головное КБ, при том заводе, который и будет заниматься сборкой первой опытной партии (он же может и дальше выпускать серийные ракеты, либо серийное производство после госиспытаний могли передать вместе с готовой документацией на другой завод). А уже отдельно за двигатели, топливо, систему управления, БЧ и систему старта – отвечали свои НИИ или КБ. Например, если ракета лодочного базирования – то за шахту отвечало КБ в Ленинграде, жидкостные двигатели делало НИИ Теплотехники или ОКБ-456 – оба в Москве и под Москвой (в Химках), за саму ракету - КБ в Златоусте, и т.д. Поэтому на ранних этапах отработка всех этих систем (включая те или иные виды испытаний) происходила порознь, а затем по мере готовности они объединялись для последующих испытаний. Что из перечисленных составных частей во время испытаний могло летать и взрываться, и как происходили такие испытания? Начнем с двигателей. Любой двигатель первоначально отрабатывается на стендах. Чтобы устойчиво работал положенные часы (ресурс), не взрывался при этом и не давал сбоев, и под конец - выдавал требуемую тягу. На этом этапе еще ничего никуда не летает. Сам стенд, в зависимости от размеров двигателя, мог представлять собой многометровый бетонный «стол» на склоне холма, с лотком для отвода пламени и газов, и подводами топлива, окислителя и пр. Например, в Интернете есть фото такого стенда «НПО Энергомаш» в Химках. Для более сложных испытаний могли требоваться и закрытые камеры, с созданием внутри различных климатических условий или вакуума (но это в основном уже позже, с 60-х годов). На каком-то этапе требуется уже соединить работающий двигатель с проектируемой топливной системой, чтобы испытать их вместе. А особенно – в динамике (поскольку при старте, в полете, и при разделении ступеней топливо и окислитель в баках ведут себя непредсказуемо). Естественно, испытывать сразу в полете – слишком затратно, поскольку взлетевшая ракета после любого сбоя разрушится и будет непригодна для следующих испытаний (и даже для анализа результатов вероятного сбоя). Поэтому, по возможности часть таких испытаний проводилась на динамических стендах, где ДУ с топливными баками имела возможность двигаться (например, на рельсовой тележке, или на вертикальном лифте). Находились эти стенды, как правило, на охраняемой территории самих предприятий (НИИ и КБ), где-нибудь в загородной зоне. Могли быть открытые сверху, могли – в километровых тоннелях, по типу метро. Остатки таких стендов сохранились до сих пор, их любят фотографировать современные «сталкеры». И что важно – во время этих испытаний топливо заправлялось в минимальных количествах, только чтобы хватило для создания требуемого импульса, а не на все время активного участка. В случае аварии такая тележка, даже сорвавшись с направляющих, далеко не улетит. В то же самое время другие КБ работают над системами управления или системой старта (пусковой установкой, стартовым столом, шахтой и т.д.). В какой-то момент им тоже нужно проверить, как поведет себя разрабатываемая ракета в момент старта (перегрузки, деформации, качка и пр.). Для этого вместо готовой ракеты (ее и самой-то зачастую еще нет, да и использовать ее опять же никто не позволит) используются ее весогабаритные макеты. В зависимости от ситуации и конкретных возможностей, для имитации старта могут использоваться либо пороховые ускорители вместо «родного» жидкостного двигателя, либо близкий по параметрам двигатель от предшествующей модели ракеты. Часто предусматривают тот или иной способ спасения отработавшего образца (например, спуск на парашюте, или падение в море), для повторного использования макета. На этом этапе испытания называют «бросковыми» (хотя это и не единственный вид «бросковых испытаний»). Для этих испытаний обычной заводской территории уже недостаточно, требуются специальные условия полигона. Хоть и заправляют бросковые макеты тоже ограниченным запасом топлива, чтобы они могли подняться максимум на несколько десятков метров, все равно опасная территория измеряется сотнями метров. Кроме того, на этом этапе уже приходится предусматривать особые меры защиты, чтобы предотвратить возможность визуального наблюдения и регистрации (киносъемки или фотографирования) взлетающей ракеты вероятным противником (даже и с советской территории – шпионов и предателей никто не отменял), а также и факта ее транспортировки и приготовлений к испытаниям, и их результата. Поэтому размеры охраняемой территории, как правило, много больше, чем собственно площадь возможного падения весогабаритного макета. На этом этапе максимальная высота подъема, с которой может быть виден работающий двигатель, не превышает сотен метров, и по горизонтали сам макет улететь может также не дальше. Дальность полета тут еще не требуется, задачи ставятся другие. Например, систему шахтного старта для баллистических ракет морского базирования отрабатывали в Балаклавской бухте, на специально изготовленных плавучих погружных стендах. На этом этапе решались вопросы, связанные именно со спецификой морского старта. А вот когда вопрос старта с воды был принципиально решен, то другую часть бросковых испытаний, где требовалось проверить старт ракеты уже на «родном» двигателе, проводили уже на суше, на полигоне Капустин Яр, с использованием качающегося стенда, имитирующего условия качки на ПЛ. (Для последующих поколений морских ракет, при соответствующих КБ были построены полноразмерные макеты шахт, заполняемых водой, для выполнения комплекса стендовых испытаний и имитации старта ракет с глубины).Но это было уже позже. Наконец, отдельные компоненты ракеты близки к полной готовности, и с этого момента их уже необходимо испытывать все вместе. Сначала – чтобы убедиться, что все спроектировано правильно, и по минимуму подходит друг к другу и способно функционировать как единое целое, а при необходимости – внести изменения в проект. И затем – чтобы проверить способность ракеты выполнять поставленную задачу, то есть – летать на заданную дальность и точность, и отработать летные характеристики и функционирование системы управления. Этот последний этап с технической точки зрения носит название летно-конструкторских испытаний (ЛКИ), а с организационной – завершается государственными испытаниями. (Отмечу попутно, что поскольку для морского старта были выбраны уже отработанные сухопутные ракеты Р-11, то для них повторять весь комплекс ЛКИ не требовалось). Эта работа также разбивается на некоторые этапы (иногда – достаточно условные, которые по мере готовности могут плавно перетекать из одних в другие). К моменту их проведения, на заводе-изготовителе уже должна быть готова опытная партия полностью собранных ракет (обычно – несколько десятков), которые в процессе испытаний будут отстреляны и тем самым - уничтожены. При необходимости, по результатам первых пусков в техническую документацию и конструкцию оставшихся ракет могут быть внесены те или иные изменения и доработки, а кроме того, сами ракеты для того или иного этапа испытаний могут несколько отличаться комплектацией (например, составом регистрирующей аппаратуры, или имитатором БЧ, и пр.). Первые из испытаний опытной партии обычно приближаются к бросковым, то есть проводятся не на полную дальность – в первую очередь интересует поведение ракеты на старте и в начале активного участка. Если их результаты будут положительные, то последующие проводятся уже на полную дальность. Для всех ракет до 1959 года включительно, по которым имеются опубликованные документы или воспоминания участников, место таких испытаний, начиная с бросковых, указано однозначно: Капустин Яр. Что важно здесь понимать: вся эта опытная партия, изготовленная по единым чертежам и подготовленная к испытаниям, представляет собой объект для строжайшей отчетности и статистики. Во-первых, это не частная лавочка, это огромные государственные деньги, фондируемые материалы, и совершенно секретные изделия, за которые нужно отчитываться. И во-вторых, именно по результатам испытаний КАЖДОЙ из изготовленных ракет будет в конечном счете приниматься решение о судьбе всего проекта: принимать данную ракету на вооружение, или нет. Поэтому все испытания и пуски ракет наблюдаются, измеряются и регистрируются всеми доступными способами (интересуют любые нюансы старта, полета, и работы систем ракеты), и документируются для анализа. На конечное решение может повлиять один-единственный пуск (удачный, либо неудачный), поэтому разбрасываться ракетами по принципу «а пульнем-ка тайком да и поглядим, полетит она или не!» - в высшей степени бессмыслица, не говоря уже о том, как потом за эту ракету отчитаться? Например, во время испутаний может сложиться такая ситуация: всего изготовлена партия из 25 ракет, 12 испытаний закончились неудачей (необязательно авария на старте, достаточно просто слишком большого отклонения от «колышка»), и 12 – удачных. И последнее как раз и будет решающим. А вместо этого нам тут предлагали поверить, что эту решающую ракету на заводе уже «пульнули» в белый свет, как в копеечку, тайком от госкомиссии, чтобы просто посмотреть – полетит она, али нет? Допустим, полетела удачно. Ее бы приплюсовать к успешным пускам – но нельзя, ведь она нигде не учтена, в официальным отчетах об испытаниях не фигурирует. Выходит, сами себя высекли? На этом пока сделаю паузу, и готов принимать вопросы и пожелания – о чем написать более подробно.[/more]

Ответов - 213, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Pepper: Tur-watt пишет: то место из примера (с которого началось обсуждение) говорящее о том что части имеющие на вооружении ракеты, были способны перемещаться по территории страны с мест постоянного базирования в любую точку страны вы благополучно проигнорировали Естественно. Зачем обсуждать всякую чушь? Под чушью я понимаю в данном случае идею о том, что некой ракетной части в 1959 году зачем-то потребовалось сняться со своего места постоянной дислокации, переместиться на Северный Урал, и оттуда выстрелить ракетой, которая попала в дятловцев. Ракетчики действительно перемещались, когда это было необходимо. Например, для учений. И выше в теме именно такие учения и описаны ("Роза"). Для них была задействована Житомирская ракетная дивизия, и перебазирована вместе с ПУ и ракетами под Воркуту. А потом возвращена обратно. Заметьте - под Воркуту! А не на Северный Урал! Даже в те годы Политбюро старалось без крайней нужды не прокладывать трассы ракетных пусков над населенными районами. Хотя дальности Р-12 вполне хватило бы, чтобы произвести пуск по Новой Земле прямо из Нижнего Тагила. Tur-watt пишет: так понимаю чтобы получить подробную информацию о всех перемещениях всех частей в 1958-1959 годы надо просто научиться гуглом получше пользоваться? И опять Вы ничего не поняли... Pepper пишет: Чтобы получить мало-мальски полезный результат, к гуглу надобно приложить мозги. Надо научиться думать над тем, что Вы нашли в Гугле. Иначе количество информации о перемещениях хоть и возрастет, но никогда не перейдет в качество - Вы не будете знать, что с этим объемом информации делать. А если собственных знаний и опыта для этого не хватает - в этом нет ничего зазорного, нужно просто спросить у тех, кто разбирается в вопросе, вместо того, чтобы пытаться их учить.

Pepper: И заодно уж - об учениях и испытаниях. У слова "испытания" есть много значений, в том числе и фигуральные (на нашу долю выпали тяжелые испытания). Но чтобы не запутаться в предмете, мы должны употреблять слова в одинаковых значениях. В военной технике слово "испытания" имеет строго определенное значение: это один из составных элементов процесса разработки новой техники. Пока техника разрабатывается - ее испытывают. В том числе и ракеты, путем испытательных пусков. После того, как техника принята на вооружение - никаких испытаний быть не может, по определению. Пуски ракет могут быть - но только с другими целями, а именно: - обучение личного состава, - тренировки, - проверка навыков и боеготовности, - периодическая (контрольная) проверка техники, долго находящейся на боевом дежурстве или хранении. Отдельные (или все вместе) из этих целей могут осуществляться во время учений. Учения являются проверкой (как для техники, так и для людей), но никак не испытаниями (если только не употреблять это слово в фигуральном смысле, как синоним слов "проверка", "трудная задача"). Во время учений могут одновременно производиться и испытания, но только в одном случае: если в них принимает участие какая-то новая техника, находящаяся в стадии РАЗРАБОТКИ, либо никогда ранее в таких условиях не испытывавшаяся. Например, если производители ракет производят запуск разрабатываемой (модернизировуемой) ракеты по воздушной мишени. Для разработчиков - это испытания (с соответствующими измерениями и регистрацией), а для расчета воздушной мишени (а это тоже ракетчики) - это могут быть учения. Как и для расчетов ПВО или ПРО, которых одновременно могут привлечь к этому же мероприятию. В описывавшемся выше учении на Новой Земле, для ракетчиков и командования - это были учения. А испытаниями в нем можно назвать оценку результатов подрыва боеголовок на разной высоте (это - новая информация, то, чего невозможно получить ни моделированием, ни расчетами, ни подземными испытаниями).

Tur-watt: Спасибо за подробный ответ. Все предельно ясно. Вы действительно замечательно написали, без иронии. Я правда не писал, что на перевал попала ракета, и над версией с гептиловой автоцистерной на перевале тоже ржал, если честно. Но это так, ради справедливости. Pepper пишет: Надо научиться думать над тем, что Вы нашли в Гугле тоже согласен. но немного перефразирую: Надо научиться думать над тем, что Вы можете найти в Гугле

Pepper: И Вам спасибо за отзыв. "Чтобы так петь, двадцать лет учиться нужно!" (с) Волга-Волга. Tur-watt пишет: Надо научиться думать над тем, что Вы можете найти в Гугле Совершенно справедливо. Просто так уж получилось (и это не Ваша вина), что здесь мы с Вами были немного в неравных условиях: все, что я вынужден был подтверждать цитатами из Интернета, я знал и так. Ну, там номера частей, точные даты - разумеется, это я не помню на память, и тут гугль весьма полезен. Но, начиная поиск, я уже заранее знал, что именно найду.

Tur-watt: Фото и видео настоящей ракеты из Плисецка над Уралом. Вчера мимо пролетала : click here click here

Dantera: Tur-watt пишет: Фото и видео настоящей ракеты из Плисецка над Уралом. Вчера мимо пролетала Странно: 1. что траектория Ракеты проходит над Екатеринбургом. 2. что ракета вся светится. 3. что у ракеты из хвоста нет пламени. 4. что угол её полёта какой-то странный. (хотя я не специалист по модным ракетам, может чего-то не знаю, сужу из общих знаний... Поэтому, кто знает больше, объясните, плиз)

Andriy: Красота!

Dantera: Tur-watt пишет: Вчера мимо пролетала Кстати, и ещё вопрос: Почему отделение ступеней пролетевшей ракеты происходит опять над Екатеринбургом? Супер-надёжная? Супер-продуманная? Сбои невозможны? Видела фото "падающих ступеней". Никак не пойму, почему они падают вверх, а не вниз...

helga-O-V: Странно как-то пуляют из Плесецка: как будто впервые! А почему мы до этого не любовались такой красотой? "весь мир в труху!"

Dantera: helga-O-V пишет: Странно как-то пуляют из Плесецка Особенно прикольно смотреть фото, на котором ... ракета начинает курс вниз, на Екатеринбург, а позади неё (может отделилась от первой?) Такая же по размеру, без "шлейфа" висит? http://shownewstv.ru/news/2854/_w1304272800_h1304791200 Минуты в треке: 2:19 p.s. Кажись, Пресс-центр просто жжёт

Tur-watt: Dantera пишет: Особенно прикольно смотреть там еще интересно на некоторых видео за основным светящимся объектом следуют еще одно-два светлых пятнышка. Как будто сопровождают его. Это то что такое?

Pepper: Dantera пишет: Странно: 1. что траектория Ракеты проходит над Екатеринбургом. 2. что ракета вся светится. 3. что у ракеты из хвоста нет пламени. 4. что угол её полёта какой-то странный. Собственно, в параллельной теме уже отвечали, поэтому кратко повторю. 1. Траектория НЕ проходит над Екатеринбургом. Она проходит в 500-700 километрах севернее. Если у Вас есть Гугл Планета (а если нет - очень рекомендую установить, она бесплатная), то найдите в ней Плесецк, и проведите от него линию на восток. И посмотрите, в каком месте она пересечет Уральские горы и Свердловскую область. 2. Светится не ракета. Ракета (точнее, ее части, ибо она разделилась) выглядит как яркая звездочка. Причем, ее свечение может быть вызвано как работой двигетеля, так и отраженным солнечным светом (или оба вместе). Светящееся облако в полнеба - это освещенное Солнцем облако газов, образовавшихся в результате работы двигателей. Причем, на некоторых снимках виден характерный момент: на этом облаке образовалась как бы проперечная "перемычка". Это связано, вероятнее всего, с моментом, когда прекратил работу двигатель второй ступени, и от нее отделился разгонный блок. В этот момент была пауза, двигетели не работали, и газы не выделялись. Через несколько секунд включился двигатель разгонного блока, и облако стало формироваться дальше. А отработавшая вторая ступень перешла на траекторию снижения. Светящаяся черточка левее и ниже основной - это она и есть (она, во-первых, светится отраженным солнечным светом, а во-вторых, начинает гореть в атмосфере). 3. Пламя есть, но с такого расстояния оно выглядит как яркая точка, а не длинный хвост. 4. Траектория вокруг Земли уходит за горизонт, поэтому кажется, что ракета падает.

Pepper: helga-O-V пишет: Странно как-то пуляют из Плесецка: как будто впервые! А почему мы до этого не любовались такой красотой? Зато любовались из Петрозаводска ("Петрозаводский феномен" помните?). И даже из Москвы (не так давно было, я приводил снимки). И аж из Китая. Да и в Перми, ЕМНИП, последний такой случай был пару месяцев назад. На самом деле, чтобы увидеть такую красоту, нужно совпадение многих факторов, в том числе: чтобы восходящее или заходящее Солнце осветило облако газов из-за горизонта (а это буквально полчаса, чуть раньше или позже - и все, обыкновенная звездочка), чтобы на всех высотах ниже траектории полета (от 0 до 200 км) не было облаков, закрывающих облако газов. Ну, и чтобы люди были на улицах (не спали, или не были на работе). Хорошо бы еще у людей были с собой фото и видеокамеры.

Буянов: На сотом году жизни умер академик Черток, - человек, который создавал системы радиоуправления королёвскими ракетами и запускал эти ракеты. Автор, ко многому прочему, и четырёхтомника "Ракеты и Люди" по истории создания дальних ракет... Человек, который (среди других) отправлял в полёт и Леваневского (на самолёте к Сев. Полюсу), и Гагарина. Человек - "живая история"... http://top.rbc.ru/society/14/12/2011/629784.shtml

Pepper: Буянов пишет: На сотом году жизни умер академик Черток, Дай Бог каждому прожить такую жизнь!

Andriy: http://tvroscosmos.ru/?page=chertok Pepper пишет: Дай Бог каждому прожить такую жизнь! Присоединяюсь.

vysota1096: Andriy пишет: Присоединяюсь. Присоединяюсь.

Aлена19: А вот еще: ракеты В-625. Летные испытания в Кап.Яру начались в мае 1958 г. В феврале 1959 провели три пуска, все были неудачными. 6 февраля не отделился ускоритель. 11 и 17 февраля разрушилась носовая часть ракеты. Как-то тоже очень близко... pvo.guns.ru›s125/

ZSM-5: Я правильно понимаю, что в те времена абсолютно все ракеты летали на гидразине (ну или его метильных производных, в данном случае это не важно) в качестве горючего, и на двуокиси азота в качестве окислителя? Т.е. не было ни твердотопливных, ни водородных двигателей?

Pepper: ZSM-5 пишет: Я правильно понимаю, что в те времена абсолютно все ракеты летали на гидразине (ну или его метильных производных, в данном случае это не важно) в качестве горючего, и на двуокиси азота в качестве окислителя? Т.е. не было ни твердотопливных, ни водородных двигателей? В какие "в те"? Тут (в контексте "техногенных" версий) имеет значение каждый год, а иногда и с точностью до месяца. Как раз ракеты на гептиле только еще разрабатывались, и к февралю 1959 года еще ни одна из них не летала. Твердотопливные были - малой дальности. Или зенитные. Остальные - на спирте (как Р-1, или Р-5), или на керосине (как Р-7). И до 1959, и после.



полная версия страницы