Форум » ФТЭ и ОШ » Про огненные шары и верхние миражи (продолжение 3) » Ответить

Про огненные шары и верхние миражи (продолжение 3)

vysota1096: Начало: http://pereval1959.forum24.ru/?1-23-0-00000013-000-0-0 Продолжение 1: http://pereval1959.forum24.ru/?1-23-0-00000011-000-0-0 Продолжение 2: http://pereval1959.forum24.ru/?1-23-0-00000007-000-0-0 ***** Сюда будут скопированы некоторые материалы по наблюдениям 17.02.1959 и 30/31.03.1959. Итак. Показания Атманаки: 17 февраля я и Владимир Шавкунов встали в 6.00 утра, чтобы приготовить завтрак на группу. Распалив костер и сделав все необходимое стали ждать, когда пища будет готова. Небо было пасмурное, туч и облаков не было, но была легкая дымка, которая обычно с восходом солнца рассеивается. Сидя лицом к северу и случайно повернув голову на восток увидел, что на небе на высоте 30° разлилось молочно-белое размытое пятно размером примерно 5-6 лунных диаметров и состоящее из ряда концентрических окружностей. По форме напоминало ореол бывающий вокруг луны в ясную морозную погоду. Я сделал замечание своему партнеру, что вот мол как разрисовало луну. Тот подумал и сказал, что во пераых луны нет, а кроме того она должна быть в другой стороне С того момента как мы заметили это явление прошло 1-2 минуты, сколько оно длилось до этого…. Техник-метеоролог Токарева: 17 февраля в 6 часов 50 мин. на небе появилось необыкновенное явление движущаяся звезда с хвостом. Хвост напоминал плотные перистые облака. Потом эта звезда освободилась от хвоста, стала еще ярче и полетела, постепенно раздуваясь, образовывая большой шар, окутанный дымкой. Затем внутри этого шара загорелась звезда, из которой сначала образовался маленький шар, не такой яркий. Большой шар стал постепенно опускаться, стал как размытое пятно. В 7.05 исчез совсем. Двигался с юга на северо-восток». Надо ли к этому добавлять, что наблюдение неба у Токаревой входило, в ее профессиональные обязанности. И что в это время район Приуралья не посещала комета. Этот огненный шар наблюдал в районе Ивделя военнослужащий А. Савкин, который тоже был допрошен: «17 февраля 1959 года в 6 часов. 40 минут утра во время исполнения служебных обязанностей я наблюдал, как с южной стороны показался шар ярко-белого цвета, временами окутывающийся туманом, внутри яркая точка-звезда. Шел на север, виден был 8-10 минут». "Проданову, Вишневскому. 31.03.59 г. 9-30 местного времени. 31.03 в 4.00 в юго-восточном направлении дежурный Мещеряков заметил большое огненное кольцо, которое в течение 20 минут двигалось на нас, скрывшись затем за высотой 880. Перед тем, как скрыться за горизонтом, из центра кольца появилась звезда, которая постепенно увеличивалась до размера луны, стала падать вниз, отделяясь от кольца. Необычное явление наблюдали многие люди, поднятые по тревоге. Просим объяснить это явление и его безопасность, так как в наших условиях это производит тревожное впечатление. Авенбург, Потапов, Согрин".

Ответов - 285, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Pepper: Andriy пишет: Я могу Вам в ЛС расписать, как импортировать нужный сценарий "семерки", можете сами поиграться. Спасибо, если будет время - попытаюсь, тогда и напишу. А Вы лучше напомните: известно ли, где в момент наблюдения ОШ находилась группа Карелина?

Andriy: Pepper пишет: А Вы лучше напомните: известно ли, где в момент наблюдения ОШ находилась группа Карелина? В районе восточных склонов Олка-Чахль.

Pepper: Andriy пишет: В районе восточных склонов Олка-Чахль. А на какой высоте? Там вся гора аж 1300 метров, и по хребту средняя высота 1000 - 900 м. Вообще оттуда прекрасный обзор на восток, а вот как раз начальный участок траектории мог быть закрыт более южной частью хребта. Если группа Мещерякова имела обзор почти точно на юг (над перевалом), то Карелина - больше на восток. Зная точно место стоянки, можно было бы прикинуть, какая часть траектории им была доступна.

Andriy: Чтобы не копипастить сюда со сканов, могу предложить скачать отчет Карелина, он достаточно подробно расписывает маршрут группы вокруг О-Ч, может Вам пригодится: tlib.ru шифр 1003

Pepper: Andriy пишет: Чтобы не копипастить сюда со сканов, могу предложить скачать отчет Карелина, он достаточно подробно расписывает маршрут группы вокруг О-Ч, может Вам пригодится: Спасибо, скачал! Буду смотреть.

Pepper: Прочитал описание подъема на Ойка-Чакур 16 числа и наблюдение "метеора" утром 17 числа. Оказывается, стоянка была в верховьях Тошемки - это в лесу, на несколько километров северо - восточнее Ойка-Чакура, при радиальном выходе им пришлось пересекать верховья Вижая. Не совсем понятно описание самого наблюдения (в части направления движения объекта): "Около семи часов утра на восточном небосклоне появилась светлая точка, которая начала расти, приближаясь к земле и двигаясь с северо-востока на юго-запад. Внутри увеличивающегося светлого пятна появилась более яркая звездочка, которая за 1-2 минуты разрослась до размеров полной луны. Затем центр этого пятна потемнел. А весь светлый круг начал растаивать и скрылся за высоким залесенным увалом." (Стр. 50 отчета).

s777: Pepper пишет: Не совсем понятно описание самого наблюдения (в части направления движения объекта) То же самое Карелин указал и в протоколе допроса (УД, лл.290-292): Все это пятно двигалось с северо-востока на юго-запад

Pepper: s777 пишет: То же самое Карелин указал и в протоколе допроса (УД, лл.290-292): цитата: Все это пятно двигалось с северо-востока на юго-запад Ну да. Видимо, отчет писал он сам. И Атманаки (который в это время как раз дежурил у костра) написал, что объект двигался на запад: "…17 февраля я и Владимир Шавкунов встали в 6.00 утра, чтобы приготовить завтрак на группу . Распалив костер и сделав все необходимое стали ждать, когда пища будет готова. Небо было пасмурное, туч и облаков не было, но была легкая дымка, которая обычно с восходом солнца рассеивается. Сидя лицом к северу и случайно повернув голову на восток увидел, что на небе на высоте 30° разлилось молочно-белое размытое пятно размером примерно 5-6 лунных диаметров и состоящее их ряда концентрических окружностей. По форме напоминало ореол бывающий вокруг луны в ясную морозную погоду. Я сделал замечание своему партнеру, что вот мол как разрисовало луну. Тот подумал и сказал, что во-первых луны нет, а кроме того она должна быть в другой стороне. С того момента как мы заметили это явление прошло 1-2 минуты, сколько оно длилось до этого и как выглядело первоначально не знаю. В этот момент в самом центре этого пятна вспыхнула звездочка, которая несколько секунд оставалась прежних размеров, а затем начала резко увеличиваться в размерах и стремительно двигаться в западном направлении. В течение нескольких секунд она выросла до размеров луны, а затем разорвав дымовую завесу или облака предстал громадным огненным диском молочного цвета размером в 2-2,5 лунных диаметра, окруженным все теми же кольцами бледного цвета. Затем оставаясь тех же размеров шар начал блекнуть пока не слился с окружающим его ореолом который в свою очередь расползся по небу и потух. Начинался рассвет. На часах было 6.57, явление продолжалось не более полутора минут и произвело очень непростое впечатление…" ЗЫ. Вот это и непонятно: появился на востоке, двигался на запад - значит, НА туристов. Но над головами не пролетел, а растворился (там же, на восточно й стороне неба?). Возможно, иллюзию движения НА наблюдателя вызвало увеличение яркости объекта (такой эффект известен)?

Буянов: В определении направления движения "огненного шара" Карелин и Атманаки, по всем признакам, ошиблись. Причем их ошибка, возможно, была идентичной (а вот с чем связана ошибка, - с определением сторон свет или со световыми эффетами, - трудно сказать). Поскольку их описание в этой части не соответствовало описаниям нескольких других свидетелей, видевших этот полет в то же самое время. Токарева и часовые на постах указывали другое направление движения. Световой эффект явления отличался от эффекта, наблюдаемого другими свидетелями. И время наблюдения было меньше, чем у других свидетелей (Карелин вообще видел "огненный шар" только около полутора минут, - за такое время непросто определить направление движения на расстоянии более 2000 км). Возможно, это было как-то связано с отражением света от облаков или с преломлением света в редких облаках. Вообще отдельные неточности свидетельских показаний, - это обычное дело в практике расследований.

Буянов: Кстати, на "повороте головы" на восток (как пишет Атманаки) могла возникнуть иллюзия движения "огненного шара" в "западном направлении" на коротком отрезке времени наблюдения (на котором "шар" фактически стоял на месте, почти не смещаясь). Засечь направление движения "шара" можно было только при достаточно долгом непрерывном наблюдении, - его смещение происходило медленно... Вывод о "направлении движения" здесь нельзя было делать на основе наблюдения в течение нескольких секунд.

Pepper: Буянов пишет: Вывод о "направлении движения" здесь нельзя было делать на основе наблюдения в течение нескольких секунд. Все верно. И даже на протяжении полутора минут нельзя. Обычно наблюдатели оценивают направление движения "к себе - от себя" субъективно, по усилению или уменьшению яркости, иногда - по подъему или опусканию траектории. Показательный пример - "норвежская спираль", когда большинство наблюдателей были уверены, что объект приближается и падает на них (в фиорд), то есть - в западном направлении, тогда как на самом деле он удалялся от них в восточную сторону горизонта.

Pepper: Коллеги, возникли вопросы по поводу заметки в газете "Тагильский рабочий". Лист УД с вырезкой выложен в разделе "УД" (лист 344). На нем стоят две даты. 1) машинописная, на листе дела, на котором наклеена вырезка: "Газета... за 17 февраля 1959 года", 2) внизу самой заметки - от руки: "18.2.59 Т.Р" (то есть, "Тагильский рабочий"). Вопросов два: 1. какая из дат правильная? (ведь если газета за 17.02, то получается, что заметка опубликована в тот же день, что и состоялся сам пуск Р-7). 2. Даже если дата - 18.02, то могла ли заметка попасть в газету так быстро (допустим, А.Киссель 17-го написал и отнес (или отправил письмо), а к 18-му оно уже было напечатано? В принципе, я понимаю - Нижний Тагил город небольшой, 200-300 тыс. населения, так что газета могла работать с местными новостями весьма оперативно. Но все же? Может быть, написать на сайт газеты - вдруг у них сохранились подшивки? Никто к ним с таким вопросом ранее не обращался?

PostV: В самой-то заметке говорится "В шесть часов 55 минут местного времени вчера ... появился светящийся шар..." 1. Т.е. если речь идет о пуске 17.02.1959, то номер газеты вышел 18.02.1959. В этом случае достоверно - есть пуск (дата, время), дата выхода номера, пусть и написанная рукой. Достаточно странно, что машинописная дата номера указана "Газета... за 17 февраля 1959 года". 2. И совсем непонятно, если газета действительно вышла 17.02.1959. ПС. Звонил в нашу публичную библиотеку, у нас архива ТР нет. Написал письмо в редакцию, может, ответят. Можно попытаться в крупных гос.библиотеках про подшивки спросить. Наверняка в СПб есть такие:)

Буянов: Относительно условий наблюдения полета ракет Р-7 с Северного Урала: Район гор Урала оказался наиболее благоприятным для таких наблюдений. Поскольку в более близких к месту старта ракет районах ракеты быстро уходили из зоны видимости, а в более удаленных районах световые эффекты проявлялись не столь сильно. Кроме того, условиям наблюдения способствовал чистый воздух зимних гор, ясные и безлунные ночи, «приподнятость» наблюдателей на рельефе и боковая ориентация наблюдателей по отношению к траектории полета. Все эти составляющие сложились в сильный световой эффект «огненных шаров». Поэтому «эффекты НЛО» проявились и вызвали такое удивление для наблюдателей наиболее сильно на Урале не случайно. Ракета летела, как комета – с огромным инверсионным «хвостом» светящегося газа сзади и яркой звездочкой факела ракетного двигателя перед этим облаком. Что же касается газеты "Тагильский рабочий", то такая "многотиражка" могла быть сверстана за день и выйти уже к вечеру (или ночью) 17.02.59, но с датой следующего дня, в который ее релизовали. Скорее всего так и было. Газеты верстают днем, а печатают по ночам. Наблюдение было рано утром. Написать и вставить такую маленькую заметку хваткому журналисту или редактору - "раз плюнуть"...

Aryan II: Буянов пишет: Ракета летела, как комета – с огромным инверсионным «хвостом» светящегося газа сзади и яркой звездочкой факела ракетного двигателя перед этим облаком. "... я выскочил на крыльцо и со второго этажа дома в котором я живу с крыльца я увидел, как вдоль на север удалялся большой светящийся шар чередования красного и зеленого света производилась периодически. Шар очень быстро удалялся и я его наблюдал только несколько секунд. После чего он скрылся за горизонтом... Шар двигался по прямой линии далеко от нас, но я обратил внимание на то, что свет этого шара беспрерывно менялся в определенном чередовании красного и зеленого света, вокруг которого в тоже время постоянно сохранялся белый ореол в виде шара." (с) Чередование красного и зеленого цветов как объясняется?

Буянов: Физически эффект "радуги" с чередованием различных цветов видимого спектра проявляется при преломлении и интерференцией лучей в атмосфере. При дожде этот эффект вызван преломлением и интерференцией (наложением волн) лучей в мелких капельках воды, взвешенных в воздухе (обычно - на переходе состояния от дождя к его окончанию, когда размер капель уменьшается, - я так полагаю, поскольку радуга является признаком улучшения погоды от дождя к солнцу, а вот при ухудшении погоды солнце не просвечивает наступающий фронт непогоды в направлении наблюдателя, и потому радуга не появляется). А в морозном воздухе такой эффект мог быть вызван преломлением и интерференцией лучей в мельчайших кристалликах льда, взвешенных в воздухе, - высокие перистые облака состоят из таких кристаллов). Видимо, здесь и проявлялся этот "эффект радуги", только вот "радуга" для весьма удаленного объекта была движущейся и достаточно широкой, - вся она не была видна, а прохождение ее "полос" создавало эффект чередования цветов (когда один из цветов превалировал)... Я так считаю...

Andriy: Aryan II пишет: Шар очень быстро удалялся и я его наблюдал только несколько секунд. После чего он скрылся за горизонтом... Этот момент весьма интересен - и быстро удалялся, и скрылся за горизонтом. В такой формулировке Р-7 совершенно не при чем.

Aryan II: Сочетание красного/зеленого/белого цветов больше похоже не на радугу, а на аэронавигационные огни.

Pepper: Andriy пишет: Этот момент весьма интересен - и быстро удалялся, и скрылся за горизонтом. В такой формулировке Р-7 совершенно не при чем. Почему?

Andriy: Потому что согласно очевидцев 17 февраля: 1. медленно 2. растаять на высоте до 30 градусов над горизонтом



полная версия страницы