Форум » Зона 1 » Враг не пройдет. Заблудиться на хрен.(с) Советская топографическая наука. » Ответить

Враг не пройдет. Заблудиться на хрен.(с) Советская топографическая наука.

wolker: Пост кидаю в отделе "для своих" из чисто хулиганских побуждений - поинтриговать на пустом месте. А то меня реально начали раздражать оголтелые "профессиональные" туристы, послушав логические выкладки и тактические схемы которых, начинаешь всерьез удивляться, как они дожили то до столь зрелых лет. Итак. Трудами Галины всплыла немецкая карта (10 ти километровка), явно цельнотянутая с той советской, которая стала оригиналом для синьки, приписываемой бумагам Дятлова. Я свел две карты к единому знаменателю. ИМХО никаких сомнений - В дальнейшем я буду визуально апеллировать к немецкой карте, она просто немного "читабельней". Кстати, ради интереса, я попытался «свести» немецкую карту (заодно и отечественную "мать ее", в любом смысле этого словосочетания) и современную. Дивитесь - Я не утверждаю, что это идеальное сведение, сам чудесно вижу, что если по вертикали масштаб хоть в первом приближении сошелся, то по горизонтали вообще ничего похожего. Кто может, пусть попробует сам. Но оборонять те края по ходу особого смысла не было, с такой "достоверной" картой любой агрессор был обречен уже в момент принятия решения идти туда воевать. Т.е. потенциальный оккупант еще ходит, командует, планирует, а по факту уже утонувший в болоте труп, просто еще не осознал этого. А теперь давайте соберем в кучку все мысли, чем это могло грозить туристической группе, идущей по тем местам с такой картой. ИМХО по большому счету, в отличии от немецко-фашистских захватчиков - ничем. Советские люди советским картам не доверяли (итог естественного отбора в ВОВ) и предпочитали выяснять маршрут по принципу - "не зюйкай, пальцем ткни!". Кстати, скорее всего компас «аля часы» у Золотарева был больше для понта, чем реальным инструментом ориентирования. Он не руководитель группы, направление движения не назначал, кроки не рисовал, шел себе в ордере, любовался пейзажами. Но по факту для дятловцев все кончилось кисло. Давайте введем в уравнение несколько дополнительных величин и посмотрим, как изменился расклад. 1) Выход к кромке леса 31 в условиях сильного ветра и поземки. Т.е. Х.Ч. они возможно зрительно оконтурили (а может и нет – белая вершина на белом фоне в дымке), но явно без подробностей. 2) Непонятно когда сформировавшееся, но целенаправленное желание найти себе приключение на пятую точку - устроить холодную ночевку на безлесном склоне. Типа обогатиться опытом, впитать впечатлений - заценить как круто было в Саянах, или где там еще Дятлов, под чутким руководством Аксельрода, разрабатывал технологию установки палатки на лыжи. 3) Отвратительная видимость 1-го числа. Это просто факт, как от него не отмахивайся – фотография вещь упрямая. Почти как опытный турист. 4) Карта местности образца "Но пассаран!» на которой СВ отрога нет как класса, восточный вопреки реалиям достаточно выраженный, а северный приток Ауспии поддался левому уклонизму и течет с северо-запада, вместо практически чистого севера. Если верить карте (а у них в том момент альтернативы как таковой не было), то, взяв азимут по руслу притока (по карте он будет равен 300-310 градусов, без учета магнитного склонения, отметка о наличии и величине которого на этой синьке большой вопрос), и двигаясь в некрутую горку, они через километр-другой (хрен по этой карте определишь точнее), должны были оказаться в верхней части южного склона, прикрытые от ветра вершиной и отрогом. Возможно (но совершенно не обязательно), Дятлов наметил это место 31, углядев в дымке контуры верхней части горы. Итак, полная энтузиазма и тяги к приключениям группа выходит с лесу во второй половине 1 февраля и...взяв азимут по руслу северного притока Ауспии (угадайте с трех раз, чему он равен с учетом магнитного склонения т.е. по наличному компасу ), бодро изображает из себя ежиков в тумане. По пути неизбежно слегка маневрируя вокруг особо рьяных курумников и сбросов, теряя представление о сторонах света, если вдруг кто из них этим и заморачивался. И - вуа ля! Примерно через полтора километра упирается в долгожданный отрог. Где, подобрав местечко «поуютнее», ставит палатку. Поперек склона, параллельно гребню отрога. Признайтесь мне (фиг со мной - себе) как на духу. Вы, русские люди, впитавшие идеологию «авось и похрен» с молоком матери, шли в нужном направлении, ожидаемо в гору и, пройдя ожидаемое расстояние, нашли то, чего ожидали найти. Отрог. В вашем представлении восточный, потому как про наличие северо-восточного вас забыли предупредить. Вы реально станете выверять ориентацию этого "найденыша" по компасу? Я спрашиваю обычных людей. Мнение опытных туристов мало интересует, рассказы, что они дома без компаса в сортир ночью не стартуют на веру заранее не принимаются. Про проверку ориентации палатки по сторонам света даже спрашивать не буду. За слово «феншуй» в те времена в лучшем случае могли в рожу заехать, в худшем – из партии выпереть. Это при попытке объяснить, что это не ругательство, а изощренный способ страдать фигней. Я практически уверен, что, даже если бы кто и обратил бы внимание на странную ориентацию отрога, его робкое «тут фигня какая то» было бы коллективно похерено. Урал – край магнитных аномалий. Т.е. если принять это построение за данность, туристы легли спать, имея твердую интуитивную и объективную уверенность, что они мирно почивают под восточным отрогом в долине Ауспии. А «вход» в лес с аппетитным лабазом находится внизу, практически по линии стока воды, под 45 градусов к оси палатки/гребня. Ветер через гребень, северный? А вчера был параллельно ему, западный? Да и хрен с ним, ничего необычного, пока поднимались – дул в рожу, как и предполагалось. Это небольшое недоразумение могло разрешиться на утро, могло вообще незамеченным пройти мимо их сознания (кто бы из них стал бы считать эти притоки Лозьвы, где долина второго, где третьего, дочапали до Оттортена и слава богу). Но что то в небесной канцелярии пошло наперекосяк, ангелы хранители устроили коллективную пьянку и группа осталась посреди ночи у разбитого корыта порезанной палатки в минимуме одежды. И, приняв волевое решение не терзать палатку и ее содержимое, пошла вниз. Фактически по линии стока воды под 45 градусов к оси палатки. Куда - решайте сами. Кто начнет, надувая щеки, вещать, что, будучи абсолютно уверенным в направлении отхода относительно палатки и склона, руководитель (наш с вами соотечественник, генетически "склонный" к неукоснительному выполнению инструкций, особенно связанных с техникой безопасности) в обязательном порядке должен был впасть в паранойю и начать высчитывать в темноте на холодном ветру со снегом обратный азимут к лабазу, получит компас и азимут движение самзнаеткуда. Что характерно, судьба опять глумливо ухмыльнулась в лицо туристам - через ожидаемое время группа достигла леса и скорее всего даже нашла вход в долину притока. Который, правда, в скором времени превратился из вожделенной мелкой ложбинки в нехреновый овраг. Ну а дальше вы сами все знаете. Это иллюстрация к вышеописанному. Красная сетка – магнитный меридиан, прерывистые стрелки пути реального и предполагаемого отхода. Остальное понятно, что непонятно спросите. З.Ы. Если кто претендует на копирайт отдельных моментов или всего построения целиком – можете не стесняться. Готов раздать (вернуть законным владельцам) авторство идеи по частям или оптом.

Ответов - 158, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Phantom the North: vysota1096 пишет: как точное знание, где они находились, может дать сведения о реально пройденном пути?Как еще объяснить-то, я все сказал, добавить нечего. Это вам их карта не нужна, раз все и так ясно и понятно, а мне бы пригодилась. Посмотреть, какие они ставили ориентиры, как планировали идти, что там вообще отмечено. И ведь есть же где-то она.Покажите на их карте (немецкой карте), пожалуйста или на современной хотя бы Пока не могу, на днях. P.S. По поводу точного места я потом напишу в "Спорных решениях", иногда от 100 метров зависит, насколько удлиняется путь. Иногда очень намного

vysota1096: Phantom the North пишет: Это вам их карта не нужна, раз все и так ясно и понятно, а мне бы пригодилась. Посмотреть, какие они ставили ориентиры, как планировали идти, что там вообще отмечено. Нет, подождите. Об их кроках говорила как раз я. А вы - просто о точном знании МЛ и РМП. Значит ли это, что вы больше не настаиваете на точном знании МЛ и РМП?

Phantom the North: vysota1096 пишет: Об их кроках говорила как раз я. А вы - просто о точном знании МЛ и РМП Хм.. совсем не просто. Именно про "их кроки" писал и я, причем сразу. Определить наконец-то МП и лабаза с точностью до нескольких десятков метров хотя бы, а для этого найти ту самую карту Дятлова; переворошить архивы в поисках ее и "пропавших" записей Наверно, мы говорим об одном и том же. Вы писали: Лично я вижу только одну возможность доказать - обнаружение кроков с неверным обозначением места палатки (точнее, с серьезным отклонением - в разных долинах) Ну а если это было бы так - часть загадки (и, черт подери, немалая часть!) была бы решена. В вашу пользу . Это сколько версий сразу бы отпало, особенно экзотических. Но многим версиям (природным) такая смена ориентиров ничуть не помешает (мне пока мешает включить подобный вариант в свою версию твердое убеждение в том, что туристы оценивали обратный путь к лабазу как неприемлемо опасный, не говоря уж о том, что были все шансы не найти его). Эхх, не видать нам этой карты, прячет кто-то и не отдаст ни за что.

vysota1096: Phantom the North пишет: Сейчас освежу склероз. Отчет ММ: вернуться через перевал к лобазу, на подготовленную ночевку - регулярный план. 08.03.59 г. в Ивдель для доклада комиссии вылетел Масленников и с ним Бардин и Баскин. 10 марта - первый допрос Масленникова, на котором он в третий раз говорит "заблудились": Я считаю, что группа допустила ошибку в том, что вышла на перевал левее того места, куда им нужно было выйти и подойдя вплотную к вершине «1079» они продолжали двигаться к гребню ее отрог в сторону р. Лозьвы. Это метров на 700 левее нужного им пути. Я считаю также, что они приняли этот отрог за подъем на перевал, который им требовался и здесь остановились, т.к. из-под гребня дул сильный ветер, который не позволял им перевалить гребень главного хребта. Надо сказать, что в планы группы Дятлова не входило переваливать в этом месте главный хребет, но они фактически к нему подошли, хотя я считаю, что они об этом не подозревали. Может быть это будет очень смелым, но я считаю, что группа остановилась на том месте, где потом была разбита палатка, и один или два человека поднялись на гребень отрога высоты 1079», там их встретил сильный ветер и разведчики вернулись обратно. Еще накануне группа безуспешно пыталась взять перевал и вернулась. 1.02 они прошли дальше и им было не взять гребень отрога. В таких условиях можно принять 2 решения: 1) снова спуститься в лес и заночевать и 2) разбивать палатку на голом месте, провести холодную ночевку, а утром, не потеряв достигнутой высоты, легко взять перевал. Дятлов принял второй вариант. По моему мнению, намеренно остановиться на ночевку в этом месте, зная о том, что это склон главного хребта, Дятлов не мог. Дополнительно из московских мастеров о погодных условиях в долине 4ПЛ: В заключение необходимо отметить исключительно трудные условия поисков: на исследуемых склонах и по долине постоянно дуют сильные ветры, обычно со скоростью 15-20 м/сек., нередко достигающие до 35 м/сек. и более ( по данным метеослужбы ). Люди лишь с трудом могут преодолевать силу ветра. Если при этом начался снегопад, то возникал буран, при котором видимость сокращалась до 3-5 мт. Бураны господствовали в последних числах февраля и первых числах марта. Примерно с 5 марта установилась солнечная погода, метеле возникали лишь на базе перевеваемого снега, но зато началось интенсивное образование ледяной корки на всей поверхности склонов, начались частые падения. 9 марта т. Соловьев из гр.Потапова получил травму и не может передвигаться.

vysota1096: Phantom the North пишет: Эхх, не видать нам этой карты, прячет кто-то и не отдаст ни за что. А по 76 листу что скажете? Волкер, ау, ты тоже хотел его еще раз посмотреть!

Phantom the North: Если при этом начался снегопад, то возникал буран, при котором видимость сокращалась до 3-5 мтСпасибо, хоть я уже и успел прочитать, но прочитал еще раз, теперь буду конспектировать. Отчет "мастеров" вообще ни о чем. При снегопаде видимость, конечно, никакая, и с этим никто даже здесь не спорил, по-моему. Явление, конечно, характерное исключительно для Северного Урала, без мастеров никак не разобраться. По поводу очень смелых домыслов Масленникова можно сказать только то, что следствие их полностью проигнорировало, списав все на "непреодолимую силу".А по 76 листу что скажете? Я не вижу его, увы. Потом погляжу и напишу.

Ros O'Mah: vysota1096 пишет: по 76 листу что скажете? Фрагмент листа: Вопрос есть. Два треугольничка на нижнем конце красной линии это что? Лабаз и МП? (красную линию провёл я)

Phantom the North: Ну вот, самое интересное началось. А я ничего не вижу

vysota1096: Phantom the North пишет: следствие их полностью проигнорировало Так непреодолимая сила и была, в итоге - криминала-то не было. Ros O'Mah пишет: Два треугольничка на нижнем конце красной линии это что? Лабаз и МП? (красную линию провёл я) Верхний - РМП, да. Нижний - предположительно лабаз, он же вроде не подписан, в отличие от лаг. отр. (я так понимаю, поисковиков). Лабаз, да. И пунктир, соединяющий оба треугольника с надписью I/II. Только вопрос - чьи пометки.

Phantom the North: vysota1096 пишет: Так непреодолимая сила и была, в итоге - криминала-то не было. Точно, но. Особое мнение-то могли оформить. Впрочем, с Ивановым и на том спасибо. Я вообще удивляюсь

vysota1096: Phantom the North пишет: Особое мнение-то могли оформить. А какое тут особое мнение? Это ж тоже неведома зверушка непреодолимая сила. Масленников ведь не о криминале пишет.

Phantom the North: vysota1096 пишет: А какое тут особое мнение? Здесь (на форуме) есть знатоки, как это все оформляется, я не знаю толком - может ли формулироваться это в УД вообще или понимай как знаешь. А мы видим одно - ни в грош не поставили мнение опытного туриста (кого-то напоминает из местных, не правда ли).

Pepper: vysota1096 пишет: Верхний - РМП, да. Нижний - предположительно лабаз, он же вроде не подписан, в отличие от лаг. отр. (я так понимаю, поисковиков). Лабаз, да. И пунктир, соединяющий оба треугольника с надписью I/II. На всякий случай еще раз напомню: нарисованный от руки карандашом рельеф в районе перевала - не соответствует истинному расположению высот (кроме ХЧ, поскольку он находится на изгибе границы с Коми АСССР, возле цифры "33", и там невозможно было ошибиться). А вот высота 880 уехала вправо на вдвое большее расстояние, и оказалась аж на границе квадратов 35 и 28. Настоящее же ее место - в квадрате 34, чуть ниже границы с квадратом 27. Примерно там, где карандашом проставлена буква "Д".

vysota1096: Pepper, как вы думаете, что там за пунктиры (кроме связки МЛ - МП)? И что за крестики, особенно большой? Вертолетная площадка? Ваш старый топик: http://pereval1959.forum24.ru/?1-24-0-00000003-000-0-0-1321364257

Badger: vysota1096 пишет: что там за пунктиры (кроме связки МЛ - МП)? И что за крестики, особенно большой? Вертолетная площадка? А можно мне? Она, родимая. Как я и указывал, на ребре перевальной седловины. Оно дано кривой карандашной линией. А проходящий через нее пунктир - предполагаемый Масленниковым маршрут группы за 31.01. Тоже совпадает с моим описанием, хотя я эту схему не досмотрел (она у меня в УД маленькая какая-то). Только, полагаю, не поднимались они до площадки, нечего им там делать было, ушли на юг к Ауспии с меньшей высоты. И маршрут за 1.02 показательный - прямой, как стрела

vysota1096: Badger пишет: А проходящий через нее пунктир - предполагаемый Масленниковым маршрут группы за 31.01. Тоже совпадает с моим описанием Как-то слишком гладко он отходит от реки, нет? Badger пишет: Только, полагаю, не поднимались они до площадки, нечего им там делать было, ушли на юг к Ауспии с меньшей высоты. В частности, это можно истолковать и так: перевал рядом с останцем, а не тот, что восточнее. Badger пишет: И маршрут за 1.02 показательный - прямой, как стрела А палатка получается в долине Ауспии (сравните "дятловские" карты из первого сообщения и лист 76). А 4ПЛ на этой лесоустроительной кальке вообще в 26 квадрате.

Badger: vysota1096 пишет: Как-то слишком гладко он отходит от реки, нет? Не понял. Как я писал, так и отходит, без зюзи к нынешнему "ур. ПД". Понятно, карта без подробностей. Участок лыжни, найденный Шаравиным, лежит где-то на пунктире за 31.01 в левой его части, но до поворота на юг, и смотрит на перевал и палатку. vysota1096 пишет: В частности, это можно истолковать и так: перевал рядом с останцем, а не тот, что восточнее. Истолковать можно как угодно, в зависимости от истолкователя, но у Масленникова русским по белому написано, куда, по его мнению, они поднимались. И карандашом по карте нарисовано - вот площадка, вот маршрут к ней и чуть западнее, а потом круто на юг. И чтоб совсем уж ясно было, даже край перевальной полки показан. vysota1096 пишет: А палатка получается в долине Ауспии (сравните "дятловские" карты из первого сообщения и лист 76) Вы издеваетесь? А как же перевал? Или Вы хотите сказать, что МП до перевала?

vysota1096: Badger пишет: А как же перевал? Или Вы хотите сказать, что МП до перевала? А вы посмотрите на карту и сравните горизонтали. К тому же, посмотрите, как нанесен св отрог и 4ПЛ (карандашный) на лесоустроительной схеме.

vysota1096: Badger пишет: Не понял. Как я писал, так и отходит, без зюзи к нынешнему "ур. ПД". Дайте, пожалуйста, ссылку, не совсем понимаю. Badger пишет: но у Масленникова русским по белому написано, куда, по его мнению, они поднимались. И карандашом по карте нарисовано - вот площадка, вот маршрут к ней и чуть западнее, а потом круто на юг. И чтоб совсем уж ясно было, даже край перевальной полки показан. Только вот по "своей лыжне" тут никак не получается. От слова совсем.

Albert: Badger пишет: И маршрут за 1.02 показательный - прямой, как стрела Дятловцы совершенно потеряли ориентировку, путали горы и склоны, смещались на сотни метров в ошибочных направлениях, короче говоря плутали в условиях непогоды и очень плохой видимости. Только совершенно случайно их палатка оказалась практически на прямой Лабаз - Отортен, создав иллюзию, что они "знали куда, как и зачем шли". Многие специалисты полагали в 59-ом и полагают сегодня, что дятловцы хотели идти к Отортену вовсе не так, и соответсвенно заблудились, что они не знали куда пришли и где находятся. Поэтому когда они позже "бежали к лабазу", то естественно всё опять перепутали.



полная версия страницы